Сделать из ребенка личность важнее, чем звезду

Наверное, каждый родитель хочет, чтобы его ребенок стал известным человеком, блистал в лучах славы. Поэтому с раннего детства любимых чад отводят в кружки, студии, секции... Однако чему и как должны учить ребенка вне школы, чтобы помочь ему, а не навредить? «Правда.Ру» спросила об этом у Ивана ЖИГАНОВА и Ольги ЮДАХИНОЙ, художественных руководителей детского музыкального театра «Домисолька». Иван Жиганов и Ольга Юдахина не первый год работают с детьми: за 18 лет своего существования «Домисолька» добилась любви публики и признания властей. Так, 20 ноября состоится четвертый сольный концерт «Домисольки» в Кремле, а количество занимающихся в детском театре уже достигло 350 человек.

- Сегодня есть два направления в детском творчестве. Есть легкий и быстрый путь – путь зарабатывания денег, а есть долгий путь формирования из детей нормальных людей, личностей. Методика «Домисольки» не приносит быстрых денег и немедленного результата, но это уникальная методика. У нас сегодня есть почти всё, чтобы детям было комфортно заниматься творчеством. И мы гарантируем: если ребенок пройдет курс обучения в «Домисольке» - он станет личностью.

Никогда не будет подлецом, не возьмет в руки шприц. Ребенок будет знать профессиональные правила; у нас есть ряд правил - они ненавязчивые и на первый взгляд смешные. Например: нельзя пить «Кока-колу», нельзя есть чипсы, нельзя жевать жевательную резинку, нельзя пользоваться мобильными телефонами на занятиях и на переменах… И чем старше становятся дети, тем больше они понимают, что это правильно. Мы уверены, что когда они потом начнут воспитывать своих детей, то будут соблюдать эти принципы.

У нас есть своя концепция отбора в «Домисольку». Два-три раза в год у нас проходит кастинг, причем при приеме детей мы не знакомимся с анкетами родителей. Нас интересует внешний вид ребенка, его глазки, его желание быть с нами, и потом уже его способности – чувство ритма, слух, хореографическая гибкость. Собирается педагогический совет, мы обсуждаем и говорим: да или нет.

Помимо этого идет и естественный отсев: не все выдерживают график занятий и концертов, не все правильно оценивают свои силы… А группу мы должны пополнять до 15-18 детей, тогда педагогу удобно заниматься с учениками. На сегодняшний день в «Домисольке» уже 17 групп.

Мы не обещаем родителям, что мы сделаем из их ребенка звезду, потому что обещать это может только нечестный человек. Любой мечтает, чтобы его ребенок был заметен, публичен. Заявления типа «Оживляем мертвых!» и «Делаем из ребенка звезду!» - это заявления одного порядка. Это коммерческое плутовство. Мол, платите деньги - и я продам вам эликсир бессмертия. И многие ведь платят!

Никакое коммерческое плутовство не было бы реализовано, если бы люди не покупались на него. Когда на экранах родители видят одну и ту же бесконечную попсу под фонограммы, у них складывается впечатление: дадим денег – и наш ребенок встанет на сцене рядом со знаменитостью. Но он в таком случае всего лишь постоит и уйдет, вот в чем дело.

Вспомните, когда вы с мамой и папой шли в магазин, кто-то из родителей вам что-то неаккуратно обещал, а потом оказывалось, что нет денег и купить это нельзя. Страшное расстройство, правда? У ребенка возникает элемент недоверия, и чем недоверия больше, тем сильней степень надлома. Поэтому обещать ребенку, что он станет звездой, и под эти пустые обещания набирать за деньги родителей большое количество занимающихся – это совершенно неэтично и непедагогично со стороны руководителей и учителей.

Когда дети приходят в «Домисольку», мы говорим им: вы приходите в ансамбль, в группу. Вы приходите в театр - а театр жив, если все составляющие работают как машина. Любой успешный театр – это групповое творчество.

Мы с первых дней детям пытаемся дать именно это понимание. Конечно, они могут стать солистами, и кто-то из них обязательно будет солистом, но сначала надо пройти путь актерской работы: вокал, хореография, сольфеджио, актерское мастерство… В общем, это целый комплекс знаний.

Мы не можем обещать никому, что к 16-18 годам сделаем из него звезду. Какая звездность? Более уродливого явления, чем детская звездность, представить невозможно. Мы не делаем из ребенка звезду. Напротив, мы выгоняем за звездность. Выгоняем! Если ты спел 2-3 песни на большой сцене, ты еще звездой не стал, тебе просто повезло. Ты не стал лучше других, другие не стали хуже тебя.

То же и с большинством детских конкурсов. Многие из них - абсолютно коммерческие мероприятия, ничего общего с детским творчеством не имеющие.

Иван Жиганов.
Иван Жиганов.
Самое главное на этих конкурсах – собрать организационный взнос. Когда победители поют рядом с известным артистом, для других это сигнал: выиграй на моем конкурсе - и ты будешь петь рядом со звездой. И дети летят на этот огонек и жгут себе крылья. Но победителей таких конкурсов, как правило, забывают на второй день. Сегодня все знают цену этим конкурсам.

- То есть от них ребенку только вред?

- Любой детский конкурс – это огромный стресс, у детей ломается психика. Из двухсот участников побеждает один, а победить хотят все. И невозможно объяснить ребенку, почему победил не он, а кто-то другой.

- Действительно ли неталантливых детей не бывает, как говорится в вашем девизе?

- На самом деле да, просто всё зависит от количества труда, которое надо вложить в ребенка, чтобы этот талант из него вытащить. «Распеть» и «растанцевать» можно почти любого. Но ведь номер должен быть творческим и вдохновенным, а не механистическим, и нужно достучаться до ребенка, чтобы он почувствовал этот образ. Любого масштаба талант можно вытащить и увеличить, вопрос только в количестве времени и душевных сил, которые нам нужно будет на это потратить.

- Что было главным для вас в течение этих восемнадцати лет?

Самая главная цель – это создание детского профессионального театра. Причем не статичного, а творческо-педагогического, постоянно развивающегося. Вторая цель – осознанный отход от коммерциализации. Мы поняли, что коммерциализация убивает творчество. Имея возможность зарабатывать очень серьезные деньги на родителях, мы не пошли этим ложным путем. Ложным - хоть и очень выгодным. В своем творчестве дети должны идти по жизни независимо от достатка родителей.

Еще одна поставленная и достигнутая цель – быть государственным коллективом. Мы считаем, что здесь мы, сделав всё правильно, в итоге выиграли. В мире сейчас кризис - а мы живем спокойно. Никто не отнимет у нас здание, не отключит свет.

Очень важно и то, что мы добились доверия детей. В «Домисольке» учат ведь не только пению или актерскому мастерству. Воспитание личности – это важнее большой сцены. Если кто-то из учеников хамит товарищам, может сказать родителям и учителям бранное слово - для нас это гораздо хуже, чем если он не берет верхнее «до».

Пускай сначала он станет человеком, а потом артистом. И если талантливый ребенок будет хорошим человеком – он обязательно будет и хорошим артистом.

Читайте еще в разделе "Культура". 

Автор Григорий Резанов
Григорий Резанов — журналист, фотожурналист, бывший редактор культурного раздела Правды.Ру
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить