Люди устали от перфомансов, им нужно искусство — Елена ЯМПОЛЬСКАЯ

В преддверии 200-летия со дня рождения Ивана Айвазовского ВЦИОМ провел социологическое исследование среди россиян. Оказалось, что сам художник-маринист занимает третью строчку в рейтинге наиболее известных русских живописцев — его фамилию назвали 24% россиян. Лучше всего в стране знают художника Ивана Шишкина (32%). На втором месте рейтинга — Илья Репин (29%). При этом произведения Айвазовского импонируют россиянам более, чем картины остальных авторов (их назвали 27% респондентов, давших содержательный ответ на первый вопрос). В топ-3 также входят уже упоминавшиеся Шишкин (26%) и Репин (16%). Чем объяснить такую любовь к картинам Айвазовского? Об этом в беседе с "Правдой.Ру" рассказала главный редактор журнала "Культура" Елена Ямпольская.

— К 200-летию Айвазовского ВЦИОМ провел опрос. Согласно результатамбольше всего россиянам нравятся картины Айвазовского. Некоторые уверены, что всплеск любви к Айвазовскому связан с возвращением Крыма в Россию. Чем объяснить такую любовь? То, что выбор большинства снова пал на традиционных Шишкина, Айвазовского, Репина, вас как профессионала скорее радует или огорчает?

— Это естественный результат, потому что у широкого зрителя, который не занимается искусством профессионально, а воспринимает все практически всегда сердцем, нет фильтров, которые выставляет разум.

Те у кого есть специальное искусствоведческое образование или большой опыт работы в этой сфере, всегда пытаются разложить это на какие-то "измы", на течения, на жанры и так далее. А обычный человек воспринимает искусство сердцем. На мой взгляд, это, может быть, самый верный способ воспринимать искусство.

Поэтому в народных рейтингах вполне естественно, что реалистическое искусство вырывается вперед, это нормально. Они могут чередоваться — Айвазовский, Шишкин и Репин. Я, честно говоря, думала, что после грандиозной выставки Серова он обязательно попадет в тройку лучших. Если у меня спрашивать о русской реалистической живописи, то я бы, конечно, назвала в первую очередь Серова и Левитана, конечно.

А первое место Айвазовского, видимо, еще связано с юбилеем, который сейчас идет. Прошла большая выставка, несколько телеканалов подготовили специальные передачи, на днях по "Культуре" был прекрасный фильм об Айвазовском. Я думаю, это тоже повлияло. У меня никакой негативной реакции этот рейтинг не вызывает. Он абсолютно естественный и закономерный рейтинг русских живописцев.

— Если вспомнить недавние громкие события, когда люди в буквальном смысле штурмовали, вынося двери, выставки Серова, Серебряковой, Айвазовского, которые проходили в Москве. Причем большинство картин находятся в постоянных экспозициях Третьяковки, Русского музея. Почему сейчас наблюдается такой небывалый ажиотаж? Повлияло ли это на такие рейтинговые результаты? Не в этом ли заключается уникальность и сила русского человека — в сложные времена он зрит в корень и думает о высоком?

— Наверное. Понимаете, наше российское искусство, во всех его видах и жанрах, за последние двадцать лет, что там греха таить, не создало ничего уникального: никаких уникальных образов, никаких уникальных смыслов.

По большому счету, мы все время пережевываем свое наследие, пытаясь выжать из него еще что-нибудь, — вместо того, чтобы опираться на это наследие, создавать что-то оригинальное, свое собственное, современное.

Я думаю, люди просто устали оттого, что им предлагают все время одно и то же: непонятные инсталляции и перфомансы, где зачастую артисту хочется, по-русски говоря, выпендриться. Причем это далеко не всегда имеет отношение к современному искусству, к актуальному искусству. Если говорить об этом в мировом масштабе, это зачастую самодеятельность "а-ля современное искусство".

— А еще, вероятно, наступило пресыщение тупым "шоубизом". Люди, может быть, ностальгируют по советскому прошлому, чистоте помыслов и порядку...

— Звезд стало много, а любимых почти не осталось. Вот такой парадокс: стало очень много звезд, и почти нет любимых артистов. Я сейчас обо всех сферах говорю. Поэтому когда человеку дают возможность прикоснуться к чему-то настоящему, реально хорошо сделанному, реально наполненному духовными высотами, то он, конечно, отреагирует и воспримет.

Уверена, что это доступно абсолютно любому человеку; не надо делать вид, будто только высоколобая публика способна воспринимать искусство. Напротив, настоящее искусство способен воспринимать любой человек, даже ничего в этой области не понимающий.

Беседовала Татьяна ТРАКТИНА

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Отдайте ваши денежки: что АСВ творит с клиентами банков
Россия вводит обязательную дактилоскопию для всех иностранцев
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Комбриг ВСУ приказал убить своего зама — вовремя не поздравил
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Пиратский захват: Луна не станет новым штатом США

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры