Страсти по Фантомасу

Мне нужен труп, я выбрал вас.

 До скорой встречи, Фантомас.

 (народное творчество)

 

 Европейская культура возвращается к декадансу начала века. Французы снова загадали себе детскую загадку о Фантомасе и пытаются ее разгадать.Причем, делают это совершено серьезно.

 

 Во Франции существует даже "Общество друзей Фантомаса". Это не секта и даже не литературный кружок. Его участники заняты тем, что хотят узнать происхождение Фантомаса. По мнению "друзей Фантомаса", очень редко встречаются люди, такие, как, например, Фандор или Жюв, верящие, что могут разгадать тайну этого демонического героя.

 

 Фантомас непостижим. Таким он и останется до самого конца. Он будет сопротивляться до последнего. А потом, возможно, превратится в вирус, который уничтожит человечество.

 

 На днях в Париже в центре Помпиду завершился семинар, посвященный культовому фильму и культовой фигуре Фантомаса.

 

 На семинарах были представлены книги и посвященные Фантомасу веб-сайты, демонстрировались старые фильмы Луи Фейлада и Клода Шаброля. Экспонировались даже рукописи журналистов Марселя Аллена и Пьера Сувестра, которые в 1911 году и создали героя, воспринимаемого европейцами олицетворением зла. Сувестр умер в 1914 году, Аллен прожил до 1969 года, но всегда находился во власти этого "сумеречного" образа.

 

 Пристально изучив центральный образ литературного произведения и кинофильмов, ученые, критики и литераторы, пришли к выводу, что современные политики видят Фантомаса в бен Ладене, а меломаны обнаруживают его явное сходство с Daft Punk.

 

 Поневоле вспоминается что-то из пародии на методы Фрейда - "если вам приснилась белая мышь, не смотрите на воду..."

 

 В полицейском Жюве, ведущим бесперспективную охоту за преступником, участники семинаров увидели символ уже бесполезных репрессивных мер.

 

 Главным объектом критики постепенно становится Ширак и его стремление поставить на колени пригороды Парижа и все пригороды Франции, позабыв о том, что именно из пригородов в первое десятилетие ХХ века вышли apaches, преступники, действовавшие вместе с Фантомасом, духовные отцы современных молодежных банд. Персонаж Фандор, журналист, который позднее узнает о том, что он сын Фантомаса, олицетворяет собой судьбу прессы, осознающую свое поражение и исчезновение. "Фантомас протягивает к нам руки через экраны компьютеров и душит нас", - воскликнул журналист, принимавший участие в семинарах в Бобуре (Центр Помпиду). В подруге бандита, Леди Бельтам, безумно влюбленной в "Проклятого ангела", человека, который убил ее мужа, психиатры видят трагическоепроявление безнадежной страсти.

 

 В России даже в глухие застойные годы к Фантомасу относились как к некой пародии, дети любили играть в Фантомаса, а дети в настоящее зло не играют.

 

 Замечательно выразил российский пофигизм по отношению к "каину и манфреду французской культуры" наш бард Александр Дольский:

 

 Поэты мы, поэты мы,

 

 Поэтому, поэтому

 

 Мы песню сочинили -

 

 Высший класс!

 

 

 И в ней без околичностей

 

 Расскажем мы о личности

 

 О личности по кличке Фантомас!

 

 

 Фантомас, Фантомас,

 

 Мы сейчас разыщем вас!

 

 

 Заглянем в черный гроб сейчас,

 

 Проверим гардеробщицу,

 

 И для приманки купим колбасы!

 

 Поймаем мы агрессора,

 

 И нашего профессора

 

 На всякий случай, дернем за усы!

 

 

 Фантомас, Фантомас,

 

 Пейте кислый хлебный квас!

 

 И ешьте кашу манную,

 

 А ногу деревянную

 

 Мы вам подарим, старый подлый шут!

 

 

 Поэтому, поэтому

 

 Идем без пистолета мы

 

 Наш комиссар - красавец смелый Жюв!

 

 

 Мы вовсе не уверены,

 

 Что все из нас проверены,

 

 А может быть, он в ком-нибудь из нас.

 

 Прокрался тихой сапою,

 

 И даже мама с папою

 

 Не знают, что их чадо - Фантомас!

 

 

 Под маской безразличия

 

 Скрывается двуличие

 

 И подлость не показывает глаз.

 

 А все ли вы уверены

 

 И накрепко проверены,

 

 Что вы - не Фантомас, не Фантомас?

 

 Но его творчество в центре Помпиду не рассматривали сквозь призму влияния реминисценций образа Фантомаса на мировую культуру. А жаль – было бы очень полезно.

 

  Елена Киселева

 «ПРАВДА.Ру»

'Инопресса.ру'

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить