Deep Purple: полет на седьмое небо

Андрей Макаревич как-то сравнил концерт супергруппы с запуском космического корабля. Что-то вроде этого было и на вчерашнем концерте Deep Purple в Москве. Зрители рассаживались в нервном ожидании - как все пройдет? Корреспондент «Правды.Ру» тоже заняла место перед сценой…

Взлет начался в тот самый момент, как клавиш коснулся Дон Эйри. Звуки, которые он извлек из электрооргана, были по-настоящему космическими. А затем вступил гитарист Стив Морз, и, кажется, раздался рев турбин и зрители оказались в космосе.

Фотогалерея: Deep Purple: московский этюд в "пурпурных" тонах  

О участниках золотого состава Deep Purple сказано много, и вроде бы все ясно - они мастера. На этот раз хотелось бы сказать о новых участниках группы - хотя назвать их новыми было бы явной натяжкой.

Импровизированное вступление и вставки в Pictures of Home были первым моментом, когда Морз и Эйри поразили публику своей виртуозностью. Были цитаты из Child in Time и, кажется, Burn, а затем вновь началась партия Гиллана - и публика замерла от восторга.

"Играют они, конечно - да!", - восхищенно отметил один из слушателей, уже возвращаясь с концерта. И хотел что-то добавить, но попросту не нашел подходящего слова.

И вот, одна песня незаметно перешла в другую, а вот теперь - импровизация на гитаре и клавишных. Тут оставалось пожалеть, что с собой нет хотя бы диктофона - музыка была совершенно потрясающей, и в каком-то абсолютно новом стиле.

Гитара Стива Морза звучала то как флейта, то как скрипка, то как какие-то невероятные инструменты. Возникшая в этот момент череда мелодий была невероятно красивой - чем-то напоминающей Pink Floyd, однако при этом было ясно, что сравнение невозможно.

Хотелось записать ее и постоянно слушать - но вот, музыка родилась в нашем присутствии, и тут же исчезла. Она была такой прекрасной, но музыканты оказались настолько щедрыми и полными идей, что не пытались ее удержать. Эта мелодия ушла - придет другая.

Но тут мечтательная электроника сменилась типичным для Deep Purple тяжелым роком, гитара Морза вновь зазвенела фузящим звуком, и Гиллан объявил о начале композиции Mary Long.

После было множество замечательных песен, и знаменитая инструментальная Ring that neck из Concert for Group and Orchestra. В ней Морз и Эйри с особой силой продемострировали свою виртуозность.

Эйри превосходно сыграл "Подмосковные вечера" и "Я шагаю по Москве" - причем во второй песне он точно повторил не только мелодию, но и все используемые в оригинале тембры.

После этого он сыграл несколько отрывков из виртуозных классических произведений и, кажется, сам немного посочинял на ходу в классическом стиле. Все это было - не могу не повториться - на невероятном техническом уровне.

В общем, становится понятно, почему предшественник Эйри в Deep Purple, также необычайно виртуозный музыкант Джон Лорд не зря рекомендовал его на свое место.

От блестящих импровизаций и близкие русской душе цитат Эйри перешел к психоделическим космическим звукам, а затем - композиции Perfect Strangers из альбома 1984 года.

Далее следовал Space Truckin' причем с очень необычной партией гитары. Морз добился того, что ее звучание стало сильно напоминать тувинский варган - возможно, этот звук, как и цитаты из русских песен - также дань уважения к культуре народов России.

Вечер космической музыки, разумеется, не обошелся без композиции на космическую тему Space Truckin', Была и Smoke on the water, Hush, а в финале, после соло Гловера на басу - знаменитая Black night.

Надо сказать, что на высоте был и золотой состав Deep Purple - то есть, Иэн Гиллан, Иэн Пэйс и Роджер Гловер.

Кажется, что их мастерство с годами только растет. И это делает их похожими на музыкантов классического периода, которые не видели в музыке занятие для юнцов, напротив - считали возраст и связанный с ним опыт сильной чертой музыканта.

И публика, в общем-то, принимала их именно так - как мэтров мировой классики, коими они без сомнения являются. Между песнями стояла почти такая же тишина, как в оперном зале. Ее лишь изредка нарушали крики не очень дисциплинированных граждан.

Концерт вел сам Гиллан, - естественно, на английском языке, - и публика его понимала. И не только понимала, но и, по его команде точно наизусть воспроизводила отрывки из любимых песен.

Единственное, что в этом концерте могло не понравиться - это то, что он был слишком коротким - хотя, скорее всего, просто

Иэн Гиллан.
Иэн Гиллан.
таким показался.

От лица Deep Purple Гиллан пообещал приехать снова. И мы надеемся, что в следующий раз музыканты одним концертом не ограничатся.

Читайте еще в разделе "Культура".

Автор Григорий Резанов
Григорий Резанов — журналист, фотожурналист, бывший редактор культурного раздела Правды.Ру
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить