А был ли Шуберт?

Такой вопрос возник после концерта Российского Национального оркестра, которым дирижировал его основатель, художественный руководитель и главный дирижер – блистательный музыкант Михаил Плетнев.

Звучали три наиболее известных симфонических сочинения Шуберта: увертюра из музыки к пьесе Гельмины фон Шези «Розамунда» (соч. 1823 г), Восьмая (Неоконченная) (соч. 1822 г.) и Пятая (соч. 1816 г.) симфонии.

Шуберт при жизни не был избалован вниманием капризной венской публики. Единственный концерт с программой, полностью составленной из его сочинений, состоялся за несколько месяцев до смерти в 1828 году.

Мелодрама «Розамунда» прошла на сцене всего два раза и канула бы в небытие, если бы не музыка к ней Шуберта: три антракта, хоры и балетные сцены – единственное, что было встречено бурными аплодисментами на премьере. А увертюра была сочинена раньше – к опере «Волшебная арфа». Но и такой успех не спас музыку от забвения. Лишь много лет спустя «Розамунда» возродилась и принесла Шуберту славу, не меньшую чем его знаменитые и сверхпопулряные песни, став концертным симфоническим хитом.

Эта увертюра всегда воспринималась как яркое, прозрачное по оркестровке, искрящееся песенными мелодиями сочинение. Но в это вечер мы услышали иную, непривычную ее интерпретацию.

Оркестр звучал плотно, сквозь песенные темы пробивались маршевые ритмы. Все это было больше похоже по стилю на увертюры Карла Марии фон Вебера. Здесь к дирижеру Плетневу словно присоединился композитор Плетнев. И мы услышали незаштампованную музыку.

Ушел хрестоматийный глянец «солнечной» музыки и прозвучала ее драматичность. Непривычно? Да! Но, сколь убедительно!

То же во многом можно сказать об исполнении «Неоконченной» симфонии. Такое имя она получила потому, что, в отличие от четырехчастной схемы классической симфонии, имеет только две, но зато грандиозные части… Шуберт пытался сочинит третью часть, но отказался от этой идеи, посчитав двухчастную форму вполне законченной.

Эту симфонию принято считать первым романтическим лирико-драматическим сочинением этого жанра. И «Неоконченная» прозвучала у Михаила тоже Плетнева по-новому. Она услышана им как прямое продолжение бетховенского симфонизма - и по мелодике, и по форме, и по темпам.

Даже так называемые шубертовские «божественные длинноты» прозвучали вполне в стиле венских классиков. При звучании этого хорошо известного опуса, особенно во второй части, возникали аллюзии с Шестой (Пасторальной) симфонией Бетховена, сочиненной им в 1808 году и вероятно знакомой Шуберту.

Пятая же симфония стала прямым наследием моцартовского стиля. И это объяснимо – ведь написана она 19-летним Шубертом после учебы у Антонио Сальери, занимавшегося с совсем еще юным композитором в течение года. Обе, исполненные в рецензируемом концерте симфонии, чудом избежали забвения.

«Неоконченная» впервые прозвучала на концертной эстраде в Вене в 1865 году, а Пятая пребывала в неизвестности до 1873 года. С тех пор обе заняли прочное место в концертном репертуаре, став самыми исполняемыми симфониями вообще.

Как всегда отменно звучал Российский Национальный оркестр – любимое детище Михаила Плетнева, первый в истории российский симфонический оркестр, удостоенный самой престижной в мире награды в области грамзаписи – « Grammy ».

Однако особенно ярко бросилась в глаза несколько нарочито отстраненная дирижерская манера Михаила Плетнева и его максимально экономный, даже скупой жест, чем-то напомнивший даже манеру самого Евгения Мравинского. Что не помешало, впрочем, оркестру предельно точно следовать своему дирижеру.

Так что же Шуберт? И был ли он? О, да - новый, весьма интересный и абсолютно убедительный! Переполненный зал и бурные аплодисменты – самое яркое тому свидетельство.

Читайте ещ в разделе "Культура".

Автор Григорий Резанов
Григорий Резанов — журналист, фотожурналист, бывший редактор культурного раздела Правды.Ру
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить