Даниэлю Баренбойму – мосту и человеку

Прославленный дирижер и пианист Даниэль Баренбойм хочет быть «мостом мира» между народами Израиля и Палестины. Для этого всемирно известный музыкант совершает концертное турне по Европе с оркестром «Западно-восточный диван», в состав которого входят 120 молодых музыкантов из Израиля и арабских стран.

Вот уже без малого 10 лет Баренбойм привлекает внимание к проблеме взаимоотношений Израиля и Палестинской автономии. В 1999 году он стал первым гражданином Израиля, сыгравшим концерт на территории Палестины – в университете Бир-Зейт, и с тех пор неоднократно давал концерты в Рамалле на Западном берегу реки Иордан.

В том же году Баренбоймом был создан Объединенный молодежный израильско-арабский оркестр «Западно-восточный диван», который успешно выступает вот уже девять лет. О своем детище музыкант сказал: «В ерить в то, что наш оркестр может помочь установить мир между арабами и евреями не более наивно, чем считать, что конфликт может быть решен при помощи силы».

В ходе последнего европейского турне оркестр «Западно-восточный диван» в итальянском городе Равелло впервые исполнил музыку Рихарда Вагнера. С Отношение к произведениями этого композитора в Израиле неоднозначное. Его музыка не исполняется там по двум причинам. Во-первых, Вагнер был известен вульгарным антисемитизмом и его перу принадлежит злобный памфлет «Евреи в музыке». Во-вторых - он был любимым композитором Гитлера. В то же время Баренбойму, который признан одним из лучших в мире интерпретаторов музыки Вагнера, удалось стать первым израильским музыкантом, нарушившим это табу.

В 2002 году на «Фестивале Израиль» Баренбойм сыграл акт из оперы Вагнера «Валькирия» и оркестровый фрагмент из «Тристана и Изольды». Этот поступок вызвал бурные аплодисменты публики, но противоречивую общественную реакцию и бурную дискуссию в израильской прессе, после чего музыка немецкого сочинителя в Израиле более не исполняется. Ну а Баренбойм также по-прежнему говорит: "Кому интересен сегодня антисемитизм Вагнера? А «Тристан и Изольда», «Лоэнгрин» и «Золото Рейна» – это музыка на все времена".

В январе 2008 года Баренбойм получил еще и палестинское гражданство. Торжественное вручение паспорта состоялось в Рамалле после исполнения оркестром под управлением знаменитого музыканта произведений Бетховена. Кстати, кроме израильского, а теперь еще и палестинского гражданства, Баренбойм имеет также гражданство Аргентины и Испании.

Баренбойм - не первый из знаменитых иностранцев, получивших палестинское гражданство. В начале декабря 2005 года палестинский паспорт был вручен Папе Римскому Бенедикту XVI.

И все же музыкант Баренбойм никогда не переставал осознавать себя прежде всего израильским музыкантом. Он выступал в Израиле 5 июля 1967 года в Беер-Шеве, на полпути от Тель-Авива до египетской границы за день до начала Шестидневной войны, когда была уже ясна ее неизбежность.

Занимая активную общественную позицию, он постоянно подчеркивает, как свое израильское гражданство, так и приверженность сближению культур евреев и арабов в Израиле. Во время своих гастролей в Москве (с оркестром «Де Пари» в 1986 г.) он потребовал установить на сцене рядом с флагами СССР и Франции еще и флаг Израиля - задолго до восстановления дипломатических отношений между Израилем и СССР.

Даниэль Баренбойм родился в 1942 году в Буэнос-Айресе в семье евреев-выходцев из России. Музыке начал учиться в четыре года под руководством матери и отца - пианиста и педагога. Свой первый публичный концерт Даниэль дал в семилетнем возрасте. По совету дирижера Игоря Маркевича Баренбойм с девяти лет начал учиться дирижированию.

В 1952 г. семья Баренбойма переехала в Израиль, и уже спустя год Баренбойм дебютировал как солист с Израильским филармоническим оркестром. В 1954–1955 гг. он продолжал обучение в Зальцбурге у Эдвина Фишера (фортепиано) и у Маркевича (дирижирование), а потом учился теории музыки и композиции в Париже у Нади Буланже. Воистину блестящее музыкальное образование!

С 1955 г. Баренбойм дает сольные концерты и солирует с ведущими дирижерами и оркестрами мира в музыкальных столицах Европы, а в 1957 г. Дебютирует и в Нью-Йорке. Его гастроли там были организованы выдающимся импрессарио Солом Юроком, имевшим безошибочное чутье на таланты, а представил юного пианиста сам Артур Рубинштейн.

В 1962 г. Баренбойм начал дирижерскую карьеру, а в 1973 дебютировал, как оперный дирижер, поставив «Дон-Жуана» Моцарта на фестивале в Эдинбурге.

Впоследствиион руководит ведущими оркестрами мира, в том числе Берлинским, Израильским и Нью-Йоркским филармоническими, а с 981 г. регулярно дирижирует оперным фестивалем в Байройте. Одновременно Баренбойм продолжает заниматься исполнительской деятельностью, давая сольные концерты, играя с оркестром и в камерных ансамблях и делая многочисленные записи. Неоднократно он выступал в Москве и как пианист, и как дирижер.

Его фонография огромна. Кроме «Кольца нибелунга» и «Тристана и Изольды» Вагнера, он записал все фортепианные концерты Моцарт и все сонаты Бетховена. Но и это не всё! Великолепны его ансамблевые записи, в частности с его первой женой – гениальной виолончелисткой Жаклин Дюпре, рано умершей от рассеянного склероза. Сейчас музыкант женат на пианистке Елене Башкировой - дочи известного российского мастера фортепиано Дмитрия Башкирова.
Автор Павел Урушев
Павел Урушев— редактор отдела науки интернет медиахолднга Правда.Ру
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить