Автор Правда.Ру

ЧЕХОВ СМЕЕТСЯ!

Михаил Чехов давно стал легендой - великий артист с трагической судьбой, который так рано ушел из нашего искусства и так тяжко прожил за границей остаток своей жизни. В 1923 году редакция театрального еженедельника «Зрелища» провела среди читателей-зрителей анкету. На вопрос: кого заполняющий анкету товарищ полагает лучшим русским актером? - пришло 90% ответов - М. А. Чехова.

 

 Михаил Чехов - сын Александра Павловича Чехова, старшего брата и друга Антона Павловича Чехова. В своих дневниках Михаил Александрович вспоминал, как в детстве любил навещать своего знаменитого дядю.

 

 Перед своим отъездом из Советского Союза в 1928 Чехов стоял во главе Московского Художественного театра 2-го, который в результате требования своих коллег возглавил после смерти Вахтангова в 1922 году.

 

 Он рано научился изображать пожилых людей. И не только внешней «острой характерностью» угощал наш артист зрителей. Разумеется, повадки и жесты, походка и мимика тридцатилетнего артиста были вполне достоверны в изображении старости. Актер, которому через пять лет предстояло сыграть мальчишку Хлестакова, двигался по сцене в спектакле «Сверчок на печи» затрудненной походкой шестидесятилетнего человека. А потом был еще Мальволио в «Двенадцатой ночи»: у Чехова мажордом графини оказался просто дряхлым. А потом еще и Муромский из «Дела» Сухово-Кобылина, сенатор Аблеухов, в чьем образе артист в соответствии с замыслом автора Александра Белого изобразил даже внешние приметы злобного старца.

 

 Еще одна его знаменитая работа - Гамлет. Чехов в этой роли играл...Раскольникова - русского интеллигентного юношу, который в силу тяжелых обстоятельств жизни ввергнут в размышления о допустимости убийства, и более того - сам убивает! Словом, Чехов сыграл русского Гамлета.

 

 «Михаил Александрович Чехов был для меня не только любимейшим актером, - вспоминал его другой великий актер, Михаил Жаров, - но и негласным учителем, которому я подражал, которого я изучал и который ставил меня часто в тупик неожиданностью и парадоксальностью своих талантливых находок. Он раскрывал в образе такие далеко не исчерпанные возможности, что только оставалось диву даваться - откуда это у него? Каким надо обладать запасом жизненных наблюдений, знаний человеческих поступков, психологических ходов и характерных особенностей человека, скрытых от неискушенных и нетренированных взглядов, чтобы потом своим сверхвидением, своей необузданной и неуемной фантазией превратить все нажитое в образы - живые, человеческие, острые, одним словом, невиданные доселе. И если не все в его исполнении бывало бесспорно, то почти все было сверхталантливо и всегда убедительно.

 

 Однажды во время съемок картины «Человек из ресторана», где мы оба играли официантов, я показал Чехову, как надо ловить «ершей», то есть таскать деньги из карманов шуб богатых клиентов. Я делал жест рукой от кармана шубы к карману своих штанов, сопровождая его поясняющим звуком бзззз.. бзззз... Чехову это показалось смешным, и он, сморщив нос, стал, заикаясь, хохотать. Съемки остановили. Сняли несколько дублей, но как только доходило до «бзззз.. бзззз...», режиссер Протазанов кричал: - Стоп! Чехов смеется!

 

 Съемку перенесли на завтра. А вечером, по приглашению Чехова, я сидел в первом ряду Второго МХАТа на спектакле «Дело» Сухово-Кобылина, где Михаил Александрович играл Муромского.

 

 Как Чехов играл эту роль, рассказать немыслимо, - это надо было видеть. Ибо восстановить словами потрясающее воздействие, полученное от игры, недоступно, все равно пропустишь какую-нибудь деталь жеста, рожденную в результате внутреннего волнения персонажа, или взгляд его круглых испуганных глаз, глаз затравленного человека, которые по своей силе и выразительности говорили иногда больше, чем произнесенное слово.

 

 При всей эксцентричности фигуры Муромского (маленький человек на кривых ножках утопал в парадном мундире и высоких лаковых сапогах с козырьками) все было в нем подлинно, правдоподобно, жизненно и искренне выражено. И вдруг в заключительной сцене, когда Муромскому наносят последний страшный удар и зал, потрясенный переживаниями Муромского, замирает, Чехов подходит к авансцене, трясущимися руками (жестом, который я делал утром на съемке) расправляет длинные бакенбарды и трагически произносит: «Значит... бзззз... бзззз!», поворачивается и на разбитых, согнутых, заплетающихся одна за другую ногах медленно уходит. Потрясенный зал молчит, а потом разражается шквалом рукоплесканий.

 

 Так Чехов, даже внеся в игру элемент озорства (в данном случае специально для меня), усилил трагедийный конец роли. Это мог позволить себе только он, блестящий импровизатор.

 

  Наталья Микора

 «ПРАВДА.Ру»

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+...

Комментарии
Почему Россия не штурмует порт с "Механиком Погодиным"
Почему Россия не штурмует порт с "Механиком Погодиным"
Почему Россия не штурмует порт с "Механиком Погодиным"
Почему Россия не штурмует порт с "Механиком Погодиным"
Рассекречено: упивающийся Ельцин все время пытался сбежать в США
Матвиенко призвала прекратить "зарплатное" неравноправие в России
Рассекречено: упивающийся Ельцин все время пытался сбежать в США
Зачем Китай перебросил в Сибирь военные истребители
Как перед битвой: армия России приведена в высшую боеготовность
Все тайны ГКЧП: кто, как и зачем убил Советский Союз
Почему разрыв с Россией вобьет Украину в нищету
Америка запасается нефтью для разорения Европы и России
В Киеве снова приговорили Россию к развалу
Все тайны ГКЧП: кто, как и зачем убил Советский Союз
Мария Бутина: у США лицо Гестапо
Последняя эстонская компания отказалась от сотрудничества с Россией
Мария Бутина: у США лицо Гестапо
Почему Россия не штурмует порт с "Механиком Погодиным"
Почему Россия не штурмует порт с "Механиком Погодиным"
В Киеве снова приговорили Россию к развалу
В Киеве снова приговорили Россию к развалу