Стенли Кубрик По-Прежнему в фаворе

На Московском кинофестивале закончилась ретроспектива английского режиссера Стенли Кубрика - автора таких известных фильмов, как "2001: Космическая одиссея" и "Заводной апельсин". Интерес к кино Кубрика был столь велик на кинофестивале, что билеты на фильмы исчезали уже утром, а в зале почти не было пустых мест. Это и неудивительно: хотя Стенли Кубрик так и не получил ни одного «Оскара», его кино именуется классикой.

 

 Фильмы Кубрика все больше о конфликте человека и системы, они раскрывают абсурдность людских желаний и стремлений, открывают философскую и метафизическую стороны обыденной жизни.

 

 Представленный в рамках ретроспективы фильм "Цельнометаллическая оболочка" рассказывает о жестокости и бесчеловечности воинской муштры, превращающей героев картины в зомби, "рожденных убивать". Оказавшиеся на войне во Вьетнаме, потеряв своих друзей, они увидели бессмысленность человеческой мясорубки. Тот, кто не погибает в бою, на всю жизнь искалечен душевно - рана не заживает. "2001: Космическая одиссея" - одна из самых удачных фантастических лент когда-либо снятых за всю историю кинематографа (какие уж там «Звездные войны»). Фильм был снят по рассказу Артура Кларка "Часовой" и поднимает вечную тему природы - разума - высшей силы, которая управляет Вселенной.

 

 Таинственный монолит сначала преображает жизнь стаи обезьян, затем заставляет измениться искусственный интеллект космического корабля, а в финале открывает новую, скрытую до поры природу человека. Фильм участвовал в Московском кинофестивале 1969 года и получил диплом Союза кинематографистов СССР "за умелое использование технических средств кинематографа". "Заводной апельсин" - экранизация одноименного романа Энтони Берджеса. Этот фильм - о насильственном зомбировании молодого преступника ради исправления его дурных наклонностей, о безжалостных подонках, для которых жизнь не имеет цены.

 

 Главного героя превращают в соответствии со своим кодексом в "законопослушного гражданина", или в "заводной апельсин", разрушая его личность. "Барри Линдон" - обращение Кубрика от фантастики к английской классике, к сатирическому роману Уильяма Теккерея. Молодой ирландец странствует по миру в поисках любви. Жизнь к нему благоволит: он удачлив в картах, легко вхож в привилегированные круги общества, - и, в конце концов, женится на знатной аристократке. Но умирает в нищете, всеми преданный и отвергнутый. Фильм получил 4 «Оскара» - за музыку, работу оператора, художника-постановщика, декоратора, художников по костюмам, а также 2 приза Британской киноакадемии - за режиссуру и операторскую работу.

 

 "Широко закрытые глаза" - последний фильм режиссера, который он даже не успел увидеть в прокате. Эротические фантазии жены подтолкнули доктора Уильяма Харфорда к любовным приключениям. Под угрозой не только брак, но и жизнь самого мужчины, ставшего невольным свидетелем убийства.

 

 В заключении организаторы ретроспективы представили документальный фильм "Стенли Кубрик: жизнь в кино", в котором собраны фотографии и видеоматериалы из семейного архива Стенли Кубрика, рассказывающие о жизни известного режиссера. Картину снял Ян Харлан - шурин и продюсер последних фильмов Кубрика. Кино Кубрика, даже любимые картины, рядом с современными лентами кинофестиваля с трудом выдерживает конкуренцию, сильно отличается своей пафосностью, выглядит как рудимент прошлого. Но оригинальная манера, в которой снимал Кубрик, собирает залы и сегодня.

 

 Роман Соколов

 "ПРАВДА.Ру"

Купить фильмы Стенли Кубрика можно здесь:

 'clas.ru'

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить