Невьянская иконопись

В середине XVII века царь Алексей Михайлович и патриарх Никон начали масштабную реформу русской религиозной жизни: древние традиции византийского православия, сохраненные предками, изменялись по современным украинским и греческим образцам.

В Москву приехали многочисленные ученые монахи из Малороссии и Турции. Вместе с ними появились новые богослужебные книги, новая манера церковного пения и новый стиль писания икон.

Иконописцы, трудившиеся на царя и патриарха, стали подражать современным европейским художникам. Он стремились к светотеневой моделировке формы, к объемности изображаемых ликов, добиваясь впечатления их реальности.

В XVIII веке приемы европейской живописи совершенно вытеснили древние каноны иконописания. Икона стала напоминать пышный парадный портрет… И только староверы, не признавшие реформу, продолжали писать иконы по византийским образцам.

Одним из значительных центров старообрядчества стал Урал, куда староверы бежали от преследования светских и духовных властей. Владельцы заводов и рудников охотно принимали к себе беглецов, трудолюбивых и трезвых.

Так на Урале возникли многочисленные старообрядческие поселения и скиты – небольшие потаенные монастыри. Здесь в соответствии с традициями переписывались церковные книги и рисовались иконы. Крупнейшая община староверов образовалась в городе Невьянске, при заводе, принадлежавшем промышленникам Демидовым.

В Невьянске сформировалась своеобразная старообрядческая школа иконописания, прославившаяся на всю Россию. К началу XIX века в городе насчитывалось более десятка иконописных мастерских.

Невьянская иконопись
Невьянская иконопись

Первый датированный невьянский образ относится к 1734 году, последний – к 1919 году, хотя известно, что тайные иконописцы работали еще в середине ХХ века. Изначально невьянские иконы писались по канонам старых русских иконописных центров – Ярославля, Костромы и Вологды.

Мастера копировали лучшие образцы искусства XVII столетия – строгого рисунка, тщательно изукрашенные, многоцветные. Их заказчиками были монахи, крестьяне и рабочие, люди простые и консервативные.

Но в XIX веке появляются новые заказчики – разбогатевшие заводчики, откупщики и золотопромышленники. Они хотели, чтобы на образах было больше золота и ярких красок, больше пышности и вычурности.

Так на иконах появились барочные золотые виньетки, вполне реалистичные пейзажи, а святые оделись в богатые и пестрые одежды.

Но вкусы новых заказчиков не столько повредили уральской иконе, сколько придали ей оригинальности и ценности. Из прилежного копирования древних образцов она превратилась в самобытный памятник народного искусства.

Не удивительно, что сейчас невьянская икона необычайно ценится коллекционерами. Одно из полнейших частных ее собраний положено в основу музея «Невьянская икона», организованного в 1999 году в Екатеринбурге.

Конечно, уральские образа интересуют не только собирателей, но и ученых – искусствоведов, историков и культурологов. С невьянской иконой связано немало тайн и загадок, которые поможет прояснить только кропотливая исследовательская работа.

Читайте еще в разделе "Культура".

Автор Григорий Резанов
Григорий Резанов — журналист, фотожурналист, бывший редактор культурного раздела Правды.Ру
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *