Совру недорого - клевета вчера и сегодня

В советские времена было принято ругать рок. Взявшиеся за эту тему авторы, как один, считали это направление далеким от подлинного искусства. Это вызывало соответствующую реакцию меломанов, которые были уверены, что на прогрессивном Западе новые направления в искусстве принимают «на ура». Однако, как выяснилось в наше время, любая попытка представителей коммунистической прессы «огульно охаять» артиста может показаться образцом объективности на фоне продвинутых образцов клеветы, проникших нам с родины рок-н-ролла – США.

И даже самый одиозный пример из истории советской музыкальной критики - написанная в 1985 году статья Николая Кривомазова «Рагу из синей птицы», про, а точнее, как говорят сейчас, против Андрея Макаревича и его коллег -   далеко не дотягивает до западных «традиций». Ее автор писал исключительно о творчестве группы – и о том, чем оно ему не нравилось. Безусловно, он погрешил против истины – он привел в статье тексты не «Машины времени», а группы «Воскресение». К тому же, он поставил под статьей подписи людей – в основном, известных композиторов, и не подозревавших о своем участии в подготовке материала.

Но Кривомазов не учился развивать свою фантазию на двух темах – о личной жизни музыкантов и об их отношениях с дьяволом. В советские времена, переводя самые дикие западные источники, наши авторы вычеркивали из них упоминание этих тем, столь важных для эффективного поливания грязью.

В настоящее время о знаменитостях Запада, и прежде всего – музыкантах, вы можете прочесть решительно все, что угодно. И, судя по тому, что о них пишут - это воплощения дьявола, инопланетяне – но никак не живые люди. Собирательный образ – его можно назвать homo   musicantis   – человек, который питается кокаином, запивает его алкоголем, вообще никогда не спит – еженощно занимается любовью с десятками партнеров. Он истеричен, неспособен к сотрудничеству, постоянно находится на грани психоза – и при этом делает блестящую карьеру.

К тому же, можно найти даже более экзотические цитаты:

«Сообщения, передаваемые в рок-н-ролле подсознательным образом, имеют такого рода содержание всевозможные виды половых извращений, призыв к бунту против установленного порядка, побуждение к самоубийству, подстрекательство к насилию и убийству, посвящение Сатане».

Да-да. Некоторые решают «не мелочиться» с отдельными представителями стиля (группы, движения), а решают эту проблему оптом – то есть, пишут что-то страшное о роке сразу. Посмотрите, как эффектно описан панк-рок в одном протестантском издании!

Мы приведем только один абзац из этой статьи, но, думаю, его будет достаточно:

«Панк-рок – цель и философия его заключается в том, чтобы привести аудиторию непосредственно к коллективному насилию, систематическим   выступлениям, самоубийствам. Панк – вполне приемлет и включает в себя поступки примерно такого рода: например во время концерта нанести партнеру кровавую рану лезвием бритвы, вшитой в джинсы или рубашку, и затем уже раненого – избить браслетом, покрытом шипами».

К счастью, мы лишь переводим такого рода «сенсационную информацию». Создавать оригинальные образцы творчества такого рода у нас умеют пока лишь очень немногие. И вообще в нашей культуре критикой до сих пор называется совсем не то, что на Западе. Для нас это анализ деятельности артиста, общественного деятеля или целого движения или направления в искусстве. В тех же США просто пытаются испортить человеку или группе людей репутацию – причем любыми средствами.

Вот еще один перл:

«Многие западные журналисты говорят о влиянии на Битлз сатанизма. Не случайно в числе изображенных на конверте альбома "Оркестр Клуба одиноких сердец сержанта Пеппера" входит основатель сатанизма XX века Алистер Кроули и кровавая богиня Кали».

Если кто-нибудь помнит обложку пластинки, то может уверенно сказать, что на ней не изображены ни Кроули, ни богиня Кали. Можно еще вспомнить, что и Кроули – не «основатель сатанизма». Но что уж тут поделаешь…

А теперь - интересные сведения о психическом воздействии рок-музыки:

«У человека, злоупотребляющего прослушиванием рок-музыки проявлялись все признаки алкогольного или наркотического отравления, хотя следов этих веществ в организме не обнаруживалось. На концертах музыкальных звезд у слушателей возникает состояние гипнотического транса, подобный тому, который сопутствует культовой магии… Таким образом, … различные функции контроля нравственного торможения

KISS. Фото Г.Резанова (Правда.Ру)
KISS. Фото Г.Резанова (Правда.Ру)
опускаются ниже порога терпимости или целиком нейтрализуются».

Думаю, что вряд ли кто-то из нас хоть раз испытывал весь этот комплекс симптомов после прослушивания рок-музыки – при том, что эксперименты проводились многократно.

При всем при этом, повторюсь, приведенные цитаты – не из желтой прессы! Они не откуда нибудь, а из религиозных брошюр, оттого-то и переводят их по недоразумению православные «коллеги».

К тому же, о деятелях искусства – и в том числе, рок-музыки – написано очень много монографий – и в том числе, конспирологических. Несколько лет назад до нас дошла книга некоего Джона Коллемана.   Автор, назвавшийся бывшим сотрудником ЦРУ, поделился с публикой тайными знаниями. Он утверждает, что специальным Тэвистокским институтом в США разработано смертельное оружие – песни The   Bealtes . А психологи и социологи под руководством Центрального разведывательного управления специально внесли в произведения ливерпульской четверки "закодированную информацию", которая заставляет всех любителей The Beatles почувствовать неудержимую тягу к наркотикам.

В книге помимо прочего, упоминается о том, что The   Beatles – еще и плагиаторы. Оказывается, все (!) их произведения по заданию ЦРУ написал музыкальный критик Теодор Адорно. К тому же, музыка The   Beatles   основана на хроматической (!) гамме, которую музыканты (или, точнее, Адорно) позаимствовали у Розенкрейцеров. Коллеман, по-видимому, и не знает, кто это такие – да это ему и не   нужно.

Во-первых, понятно, что никакой тяги к наркотиком рядовые любители The   Beatles не испытывают – проверено. Во-вторых, не надо быть профессиональным музыкантом, чтобы понять, что в песнях The   Beatles используется обычная диатоническая гамма, а иногда – блюзовая. Хроматические последовательности у них практически не встречаются.

Но это еще не все. В одном из таких же переводных источников утверждается, что участники группы KISS до занятия богопротивным делом были... «православными юношами». На этом всякие сомнения в недостоверности информации, по-видимому, должны естественно исчезнуть.

Фотогалерея: KISS порвали "Олимпийский"

Так что же теперь делать – заняться в одиночку историческими исследованиями или вообще не читать ничего о любимых исполнителях?

Истина, как и во многих случаях, лежит посередине. Если мы считаем себя разумными людьми, и не желаем позволять себя оболванивать чепухой, то должны научиться быстро и без особых усилий отделять зерна от плевел в потоке лжи, который мы ежедневно вынуждены поглощать. Слишком много научных знаний нам для этого не понадобится, однако мы можем применить научные методы. Например, хорошо работает проверка медицинской достоверности биографии. Скажем, автор статьи или книги приписывает персонажу сверхчеловеческие способности. Его «герой»   совершенно не спал (вечером концерт, ночью клубы, затем, соответственно подготовка к концерту), употреблял огромное количество наркотиков (в дозах, далеко превосходящих смертельные). Все это, естественно, не позволило бы ни одному человеку не только напряженноработать, но и работать вообще. И разумный читатель должен это понимать.

Вот очень хороший пример медицинской недостоверности. Биограф Леннона Голдман, помимо прочего, пишет, что "в то самое время, когда Йоко занималась организацией ареста Пола за провоз наркотиков в Японию, сама она дошла уже до последней стадии героиновой зависимости. Кожа ее приняла зеленоватый оттенок, щеки запали, речь стала невнятной, а руки и ноги пестрели синяками оттого, что она натыкалась на все подряд. Она могла по нескольку дней носить одну и ту же одежду и вообще перестала мыться. «Мама! От тебя воняет!» – восклицал Шон, когда подходил к матери, чтобы чмокнуть ее в щеку".

Против изложенных Голдманом «фактов» есть неотразимый аргумент - вдове Джона Леннона уже больше семидесяти, а у нее все еще прекрасное здоровье. А выйти здоровым (и даже живым) из «последней стадии героиновой зависимости» очень трудно, если не невозможно.

Далее, есть методы проверки социологической достоверности. Например, в книгах о Фредди Меркьюри пишут, что у него были любовники исключительно из низшего класса. Это нереалистично, поскольку ВИП-персоны всегда общаются в своем кругу. Макаревич, например, до своей женитьбы на Наталье Голубь в песне и интервью сетовал на то, что нынешнее его положение

Джон Леннон.
Джон Леннон.
не позволяет познакомиться с девушкой в метро – ему приходится общаться исключительно с женщинами своего круга. Не представляются социологически (и психологически) достоверными также сведения о том, что тот же Меркьюри ходил по клубам и его никто не узнавал и т.п. С упомянутыми «православными юношами» из группы KISS тут тоже все ясно.

Про Элвиса Пресли тоже написано много из того, что не выдержит проверки с помощью обоих методов. И то, что он был сионистом (при том, что он - чистокровный англосакс!), а при этом – конечно, же сатанистом (!), и к тому же то, что в его крови после смерти нашли 14 видов наркотиков, а их количество в природе ограничено. Даже в медицинской энциклопедии столько не найти. А ко всему прочему, он еще и был развратником, и удовлетворял едва ли не первую встречную женщину по ее просьбе… А наркомания (особенно в таких масштабах) и разврат с медицинской точки зрения вроде бы несовместимы. Вообще, отсутствие в материале внутренней логики, связи также должны насторожить читателя.

Читайте также: "Тяжелый рок на пятерку!"

К тому же, ему облегчает жизнь то, что вся подобная деза достаточно банальна и хорошо вычисляется с учетом культурологического контекста. На Западе существует страх перед сексом, наркотиками, дьяволом – и все это автоматически и в немыслимых масштабах проецируется на ненавистные конкретным автором (или группой людей, оплатившей издание статьи или книги) личность или движение. При этом очевидно, что здесь либо намеренно, либо чисто эмпирически ведется пропаганда по Геббельсу– «чем чудовищнее ложь, тем скорее в это поверят».    

Зачем клевещут? – уже отдельная тема. Возможно, на Западе тоже есть ретрограды, которым чем-то не нравятся новые либо вообще какие-либо направления в искусстве. А может быть, статьи и книги, исполненные безумия и ненависти – отражение каких-то деловых и политических конфликтов. Остается пока лишь порадоваться, что среди нас есть немало людей, которые отличают хроматическую гамму от диатонической. И, что самое главное -   неспособны просто так поверить в то, что человеческое существо способно еженощно удовлетворять десятки половых партнеров и при этом горстями нюхать кокаин. Это значит, что у нас сохранился разум и нам остается лишь чаще его использовать. Причем, не только по отношению к информации об артистах.

Читайте еще в разделе "Культура".

Автор Ангелина Федорова
Ангелина Федорова — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить