Прелести, которыми восхищались русский царь, Распутин и генсеки

«Балерина, которая всегда остается царицей. Женщина, которую всегда хочется любить. Личность, перед которой хочется преклоняться», - сказал о Марине Тимофеевне Семеновой один из ее учеников, Николай Цискаридзе. «Самая танцующая балерина», властительница дум театрального Ленинграда первой половины двадцатого столетия.

Не хочется сравнивать одну прекрасную танцовщицу с другой. Гиблое дело. Причем здесь Тальони? Как бы не прекрасна была француженка, кто её видел из ныне живущих – это раз. Во-вторых, искусство танца, хоть и зародилось в Европе – давно стало символом Русского Искусства. Большой театр и Мариинка, на время превратившаяся в ленинградский Кировский.

Марина Семенова, как когда-то любовница царя Матильда Кшесинская, вытеснив с императорской сцены иностранных гастролерш, открыла дорогу Павловой, Трефиловой, Спесивцевой и Карсавиной. От искусства Марины Семеновой повела свою традицию абсолютно новая традиция русского балета. Она не просто выдающаяся балерина, но и талантливый педагог. Именно Семенова стала родоначальницей того направления в балете, как и все её сверстницы - прославленные балерины Галина Уланова , Ольга Иордан, Татьяна Вечеслова и Наталья Дудинская, которое теперь называют Русской Школой.

Марина Семенова родилась 30 мая (11 июня по новому стилю) 1908 года в Петербурге. Её рано овдовевшая мать воспитывала шестерых детей. Отчим Николай Александрович Шелоумов, рабочий одного из петроградских заводов, и подруга матери Екатерина Георгиевна Карина, для которой балет был настоящей страстью, способствовали тому, чтобы девочка стала на пуанты. Впервые надев пачку в танцевальном кружке Кариной, Мариночка вышла на сцену в одном из детских спектаклей. Зрителям понравилась маленькая грациозная плясунья с копной золотистых волос. Она обратила на себя внимание врожденной пластичностью и музыкальностью.

Свою первую партию Марина Семенова станцевала в 13 лет. Это был одноактный балет Льва Иванова «Волшебная флейта». О подростке её педагог Ваганова тогда сказала: «Научить так танцевать нельзя, нужно с этим родиться. Её стремительность, динамика, напор покоряли. Движения рук поражали законченностью форм». Девочку заметили.

5 сентября 1930 года имя Семеновой впервые появилось на афишах Большого театра. Балерина дебютировала на его сцене в «Баядерке».

После Октябрьского переворота многие советские вожди выбирали себе любовниц из кордебалета Большого театра. По Большому ходили и кривоногий конник Ворошилов, и «муляж» президента Советской России Калинин. Сталин иногда смотрел на грешки своих соратников сквозь пальцы, но мог и строго наказать. Пример с Буденным , женатым на актриске, был тому примером для всех «тонкошеих вождей», как гениально сказал Ося Мандельштам .

Сначала 17-летняя Марина Семенова выступала в Мариинском театре, миновав ступень кордебалета, которая считалась обязательной для всех начинающих танцовщиц. Уровень танцевальной техники юной балерины был настолько высок, что руководство театра решило нарушить установленные правила. Марина Семенова танцевала на сцене Мариинки четыре года. Агриппина Яковлевна Ваганова осталась наставницей, помогая своей ученице совершенствовать мастерство на большой сцене.

«Приезжая из Москвы, Семенова забегала на урок Вагановой к нам в класс, - вспоминала Вера Красовская. - Сверкая бриллиантовыми серьгами, она небрежно бросала роскошное меховое боа на полку и делала урок, приводивший Ваганову то в восторг, то в отчаяние».

Начиная с 1953 года, Марина Тимофеевна Семенова работает педагогом-репетитором в Большом театре. Ее ученицы: Наталья Бессмертнова, Нина Тимофеева, Надежда Павлова, Наталия Касаткина и многие другие прекрасные мастера балета, которым Марина Семенова передала свое мастерство и любовь к сцене. «Семеновский полк» - так называют себя ученицы прославленной балерины.

Какие еще статьи на тему культуры

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить