Венеция. Дворец Кино открывает свои двери

В среду во Дворце Кино на острове Лидо торжественно открывается 60-я Международная выставка кинематографического искусства, так официально именуется Венецианский кинофестиваль, один из самых престижных смотров достижений мирового кинематографа, он продлится до 6 сентября.

 

 Торжественное открытие фестиваля по традиции проходит в большом зале Дворца Кино на острове Лидо. Праздничную церемонию будет вести известная киноактриса и балерина Алессандра Мартинес, прибывшая сюда со мужем французским мэтром Клодом Лелюшем.

 

 Юбилейное издание фестиваля отмечено участием в нем молодого российского кино. Фильм режиссера Андрея Звягинцева "Возвращение" включен в конкурсную программу 60-й Международной выставки кинематографического искусства в Венеции. Эта же лента представлена на соискание "Золотого Льва Будущего" (премия им. Дино де Лаурентиса) за лучший режиссерский дебют: в списках этой номинации 14 картин, в том числе фильм Алексея Германа-младшего "Последний поезд".

 

 Всего гости и зрители фестиваля в городе на лагуне смогут посмотреть 143 фильма (86 полнометражных и 57 коротких), 20 лент участвуют в конкурсной борьбе за главный приз - "Золотой Лев Святого Марка". Самое представительное участие, разумеется, заявили итальянцы - пять фильмов, не считая информационных показов.

 

 Фестиваль откроется во Дворце Кино европейской премьерой внеконкурсной картины "живого классика" американского кино Вуди Аллена "Что-то еще". В этом году список внеконкурсных лент вообще смотрится весьма внушительно: в нем числятся новые работы Бернардо Бертолуччи "Мечтатели", Франсуа Дюпейрона "Господин Ибрагим и цветы Корана" (с неувядаемым Омаром Шерифом в заглавной роли), Роберта Родригеза "Однажды в Мексике" (с Антонио Бандерасом), Джима Ярмуша "Кофе и сигареты" (с участием знаменитого итальянского комика Роберто Бениньи) и другие картины.

 

 Возвращение российского кино в Венецию уже стало одной из главных новостей фестиваля. Появление неизвестного дебютанта из России в конкурсном списке, рядом с такими мастерами, как Маргарет фон Тротта (ФРГ) или Китано (Япония), вызвало здесь немалый интерес и удивление. Известно, что свои новые картины в отборочную комиссию Венеции прислали ряд крупных российских режиссеров, но художественная дирекция остановила выбор именно на первой ленте Андрея Звягинцева.

 

 Пока этого фильма никто не видел, кроме создателей (авторы сценария Владимир Моисеенко и Александр Новотоцкий, оператор Михаил Кричман, композитор Андрей Дергачев, художник Жанна Пахомова, в ролях Владимир Гарин, Иван Добронравов, Константин Лавроненко, Наталия Вдовина, производство РЕН-фильм), но сюжет известен. В жизни двух братьев неожиданно возникает отец, знакомый им только по фотографии десятилетней давности. Появление странного, чужого человека переворачивает их жизнь. На самом ли деле это их отец? Для чего он вернулся, спустя столько лет? Задаваясь этими вопросами, дети отправляются с отцом в непростое путешествие на далекий заброшенный остров. Фильм снят на Ладоге и Финском заливе. Суровая красота северной природы создает особую атмосферу фильма Андрея Звягинцева.

 

 Второй год роль генерального директора и художественного руководителя фестиваля в Венеции выполняет 63-летний швейцарский кинокритик Мориц де Хадельн, бывший директор Берлинского киносмотра. Очевидно, именно с учетом этого факта его биографии Хадельн получил здесь прозвище "Кайзер". Среди его нововведений нынешнего года значится введение электронных аккредитационных карточек для прессы, которые заменят старые висячие пропуска.

 

 Не сумев добиться сноса старого Дворца Кино, построенного еще по приказу Муссолини, Хадельн все же настоял на том, чтобы в главном зале хотя бы установили новый большой киноэкран. В прошлом году сотрудники фестиваля встретили появление Хадельна на посту директора в штыки и при помощи излюбленного приема "итальянской забастовки" во многом саботировали его распоряжения. Говорят, что в этом году взаимопонимание, наконец, установлено, впрочем, фестиваль покажет.

 

 В этом году на фестивале в четвертый раз будет вручена специальная премия "За гуманизм киноискусства", посвященная памяти великого французского режиссера Робера Брессона. 4 сентября ее получит из рук кардинала Поля Пупара ("министра культуры" Ватикана) польский мастер Кшиштоф Занусси. Приз "Золотой лев" за выдающийся вклад в мировой кинематограф в этом году будет вручен старейшему итальянскому продюсеру Дино Де Лаурентису, принявшему участие в создании пятисот фильмов, большинство из которых снято в США.

 

 Ожидается вручение престижной премии "Бьянки" знаменитому итальянскому киноактеру Нино Манфреди. Но сам он получить ее не сможет: 82-летний любимец публики сейчас тяжело болен и буквально борется за жизнь в одной из римских клиник. В программу фестиваля включены также просмотры малоизвестных телевизионных работ Федерико Феллини и документальной эпопеи Карло Лидзани "Чезаре Дзаваттини".

 

 Жюри 60-го Международного кинофестиваля возглавляет прославленный итальянский режиссер и сценарист Марио Моничелли. Знаменитому мастеру, признанному "королю комедии по-итальянски", исполнилось недавно 88 лет, но он полон сил и творческой энергии. Практически вся жизнь Моничелли связана с городом на лагуне: еще в 1935 году он дебютировал там любительским 16-мм фильмом "Мальчишки с улицы Пал". Его картина "Злоумышленники, как всегда, остались неизвестны" (1958) была удостоена приза "Серебряная лента", а на следующий год фильм "Большая война" (с Альберто Сорди и Витторио Гасманом в главных ролях) завоевал "Золотого Льва" в Венеции.

 

 Помимо названных, Моничелли работал и с такими замечательными актерами, как Уго Тоньяцци, Марчелло Мастроянни, Моника Витти, сотрудничал с режиссерами Дино Ризи и Этторе Скола. Моничелли хорошо знаком с директором и художественным руководителем нынешнего Венецианского смотра Морицем Де Хадельном, который в 1982 году вручал ему в Берлине приз "Серебряный медведь" за фильм "Маркиз дель Грилло". Ранее на Берлинском фестивале была награждена другая картина Моничелли "Отцы и дети" (1956), а знаменитая лента "Казанова-70" принесла ему первый приз на фестивале в Сан-Себастьяне (1965).

 

 Марио Моничелли впервые возглавляет жюри международного киносмотра. Он заявил журналистам, что горд и взволнован этим назначением, и постарается справиться с новой ролью "председателя судейской коллегии", не отрекаясь от своей веры в "анти-элитарное" кино.

Ссылки по теме ИТАР-ТАСС

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить