Такие странные любови в программе Московского кинофестиваля

Мы уже рассказывали нашим читателям про представленные на Московском кинофестивале трагедии и драмы преимущественно одиноких мужчин, разлученных нацистами с семьей («Пианист»), задавленных женской повышенной «потребительностью» ("Восемь женщин"), променявших благородный труд журналиста на роскошь тусни («В движении»). Пришло время поговорить и о любви. А она, любовь, надо заметить, очень пестрая, то коварная, то обманчивая, но чаще все-таки жестокая.

 

 И жестокость проявляется не в отношении «я тебя люблю - ты меня не любишь», а в садистских издевательствах над телом. Режиссер Мария Мартинелли пару лет назад сняла документальный фильм Гладиаторы: репортаж об итальянском порно-кино, и интерес к откровенному сексу перенесла и в игровое кино. Ее фильм «Экстремальная любовь» шокирует и отталкивает. В советские времена картина, изобилующая не просто откровенными эротическими сценами, но и кадрами насилия и мазохизма, могла появиться только подпольно. В демократические 90-е ленту бы крутили в дешевых видеозалах после полуночи, ведь физиологическая страсть еще не любовь, а уж грязная похоть и домогательства - тем более.

 

 Парень по имени Призрак погиб при таинственных обстоятельствах. Расследование убийства приводит его друга к девушке, которая была с пострадавшим в последнюю ночь. Безусловно, они занимались любовью, но любовью с удушьем, с завязанными руками - с так называемыми эротическими играми. Девушка утверждает, что ничего не помнит, и, подозревая ее, герой желает на себе испытать наслаждение от столь экстремальной любви.

 

 Любовь патологическую изображает в своей картине «Поговори с ней» Педро Альмодовар. С ней - значит, с женщиной, пребывающей в коме, у которой сердце еще бьется, но мозг совершенно отключен. А поговорить режиссер советует устами одного героя, медбрата, другому, преуспевающему журналисту. Но два молодых человека находят общий язык друг с другом и становятся друзьями именно благодаря трагическим обстоятельствам. Их спящие красавицы - молоденькая балерина, за которой заботливо ухаживает этот санитар, растирая ей ноги и пальцы, накладывая на лицо косметическую маску, втирая в ее кожу масла, и женщина-матадор, разочарованная и сомневающаяся, накануне решающего момента своей жизни попавшая на острый рог разъяренному быку.

 

 Альмодовар не желает провоцировать слезный рефлекс у публики, и потому, иронизируя, снимает напряжение, например, веселым немым фильмом внутри самой картины Поговори с ней про любовника-лилипута. Режиссер оставляет зрителям только сожаление и предлагает свое лекарство от смерти: женщине в коме, оказывается, необходим... секс. Пусть этот путь исцеления вызывает смех в зале и протесты, возмущения врачей и общественности на экране, обвинивших юношу в нездоровом влечении к пациентам и отправивших его в тюрьму. Но, овладев неподвижным телом, каждый пятачок которого непутевому, нелепому санитару издавна знаком, пролив во чрево семя, он зародил новую жизнь, плод , который, развиваясь, и пробудил спящую красавицу. Пособием по занятию любовью для подростков (как бы ужасающе это ни звучало для людей консервативных) можно назвать ленту француженки Катрин Брейя «Узкий пролив». Узкий пролив - это Ла-Манш, по которому движется паром из Франции в Англию. А узкий он потому, что история приключений 16-летнего парня из третьего класса и 30-летней женщины из каюты-люкс продлилась всего несколько часов, которые они провели в объятиях друг друга. Эта картина о любви обманчивой, которая на каждом повороте готовит неожиданные сюрпризы как приятные, так и не очень.

 

 Первый сексуальный опыт, конечно, принимается парнишкой за любовь. Он из кожи вон лезет, чтоб доказать загадочной попутчице, что не все мужики, как она убеждена, подлецы и подонки. Признавшись в несчастливом браке, новоявленная любовница все напористее выказывает свое недовольство мужской похотливостью.

 

 Но очарование подростка слабой женщиной рассеивается, когда его взору является картина благополучного семейства, ее семейства, с ребенком и мужем. Горьки слезы обманутого. Разве режиссер, да и мы, вправе теперь утверждать, что юноша, едва посвященный в таинство физической близости, не возненавидит женщин за лицемерие?

 

 Лицемерия и предательства хватает и в датской картине «Все кувырком» Хеллы Йооф. Хотя, пожалуй, из вышеперечисленных это самый настоящий фильм о любви.

 

 Правда, мужской, или гомосексуальной. Ну и что же?! Мужчины любят друг друга еще пуще, чем женщин, и переживают больней, и страдают тяжелей, и даже в порыве обиды попадают в аварию, лишаются глаза и ни одним словом не упрекают своего возлюбленного в пожизненном увечье.

 

 Режиссеры-мужчины снимают фильмы про любовь геев, придавая большое значение подробным картинам соития мускулистых тел, им важна жестокость и неистовость чувств, страдания и мучения. У женщины-режиссера тема гомосексуализма выходит куда тоньше и интереснее. Не столь важна жизнь плоти, сколько жизнь духа, ведь те, кого брезгливо именуют голубыми, обыкновенные люди, которые не виноваты в нарушениях, наблюдаемых в генетических клетках ДНК.

 

 Якоб и Ерген решили пожениться. Но на вечеринке Якоб в порыве заботы об опьяневшей Каролине слегка касается губами ее губ. И оба они не ожидали, что этот шутливый поцелуй затронет в их душах куда более сильные чувства, нежели дружба, и зачатый впоследствии ребенок - самое яркое тому подтверждение. Но запутавшийся в своих любовях Якоб и не думал отказываться от отношений с Ергеном, они жили вполне гармонично, о чем он не может не признаться Каролине. Якоб бежит из-под венца к своему дорогому, благославленный покинутой, но радующейся его счастью невестой.

 

  Наталья Микора

 «ПРАВДА.Ру»

Купить фильмы Альмодовара можно здесь:

  'clas.ru'

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить