Художник Элий Белютин одарит музей

18 апреля 2008 года Государственный исторический музей принимает в дар произведения живописи и графики художника и педагога Элия Михайловича Белютина, приуроченный к 125-летию со дня открытия Государственного исторического музея.

Один из лидеров «неофициального искусства» второй половины XX века, патриарх современной русской абстракции, Э.М. Белютин создал творческую студию живописи «Новая реальность», которой в 2008 году исполнилось 60 лет. Художник разработал «Теорию контактности», согласно которой движущей основой искусства является не развитие формальных художественных средств, а воздействие, оказываемое на творца окружающим миром. В условиях «советской цивилизации» искусство Белютина и его учеников осуществило связь традиций русского авангарда начала XX века и современного мирового художественного процесса, явилось выражением духовных поисков в обществе.

Для собрания Исторического музея переданная в дар небольшая ретроспективная коллекция работ мастера имеют исключительную ценность как часть новой экспозиции истории России XX века, которая готовится к открытию.

Среди передаваемых в дар произведений: картина «Весна. 9 мая 1945 года», написанная художником в 1945 году, графические композиции 1950-1970-х годов, а также живописные произведения 2007 года – «Соседи» и «Разговор двух женщин».

Белютин Элий Михайлович - родился в Москве 10 июня 1925 в семье писателя, примыкавшего к объединению «Перевал». Окончил Московский художественный институт имени В.И.Сурикова, где в 1942–1947 гг. учился у А.В.Лентулова, П.В.Кузнецова и Л.А.Бруни. Один из лидеров русского «неофициального искусства», организовал знаменитую (благодаря скандалу, учиненному Н. С. Хрущевым) выставку авангардистов в московском Манеже (1962).

Свое 75-летие Элий Белютин, живописец, теоретик искусства, автор 17 монографических книг по теории изобразительного искусства, создатель теории всеобщей контактности и студии «Новая реальность», встречал в Америке. В Вашингтоне прошла его персональная выставка.

Белютин уникален как создатель Студии, которая - по 200, по 600 человек - в конце 50-х и в 60-е фрахтовала большие пароходы и на несколько недель выезжала «на этюды». Обычно занятие в студии начиналось со своеобразной разминки - 20 минут на графическую или живописную композицию. Белютин давал двухминутные задания по методу Чистякова - одна минута на размышление, вторая - на выполнение. Его работы, безусловно, обладают исключительно высоким художественным качеством, которое ставит его рядом с наиболее выдающимися художниками нашего века. Он мало изменился за прошедшие годы - такой же темпераментный, неукротимый.

Долгие годы вел частную студию, где учил принципам «новой реальности» умению обобщать натурные формы, сохраняя их в абстракции. Тот же принцип монументально-беспредметного преображения натуры характерен и для его живописи и полихромной скульптуре.

В основе белютинской системы обучения лежала его «теория всеобщей контактности» (одноименная книга вышла в 1991), трактующая искусство как главное средство духовной компенсации в конфликте человека с окружающей средой. Собственное творчество мастера эволюционировало от живописного экспрессионизма (Похороны Ленина, 1962, Третьяковская галерея) ко все большей абстракции, полностью отвлеченной от предметности в поздних «картинах-модулях».

Белютин создал ряд капитальных трудов по истории русской художественной педагогики 18 – начала 20 вв., его соавтором нередко выступала супруга, искусствовед Н.М.Молева.

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить