«А больной-то скорее жив, чем мертв!..»

Прошлый сезон Театра на Малой Бронной закончился на драматической ноте. Художественный руководитель Леонид Трушкин, проработавший ровно один сезон, объявил о своем уходе. Причиной он назвал свою неспособность реанимировать «мертвый театр» и работать с его администрацией. Длинная вереница приходящих и уходящих худруков на Малой Бронной давно стала притчей во языцех.

В сезоне 2007/2008 художественное руководство театром возложено на 46-летнего режиссера Сергея Голомазова.

В 1991 году окончил режиссерский факультет ГИТИСа (мастерская А. А. Гончарова). Играл в спектаклях Театра им. Вл. Маяковского «Горбун», «Место для курения», «Привидения». В 1993-1994 гг. работал режиссером-постановщиком в Русском драматическом театре г. Риги. С 1994 года преподает в РАТИ, ставит спектакли в театрах Москвы и за рубежом.

Среди постановок:

«Петербург» (по роману А. Белого), Театр им. Н. В. Гоголя, 1997 г. (отмечен премией «Золотая маска», Премией им. Станиславского, премией «Лучший дебют», премией газеты «МК»)

«Посвящение Еве» Э. Шмитта, Театр им. Евг. Вахтангова, 1998 г.

«Безотцовщина» А. П. Чехова, театр ГИТИС, 2000г. (отмечен премиями на Международном фестивале театральных школ, Варшава, 2002 г.)

«Театр – убийца», Театр п/р Армена Джигарханяна,

«Вишневый сад», театр ГИТИС, мастерская М. А. Захарова

«Три высокие женщины» Э. Олби, Театр им. Вл. Маяковского, 2004 г.

«Адриенна Лекуврер» (по пьесе Э. Скриба), компания «ОМИТРА», 2004 г.

«Сладкое время нереста» Т. Дрозда, Московский театр им. Островского, 2005 г.

«Фотофиниш» П. Устинова, Театр им. М. Н. Ермоловой, 2006 г.

«Двенадцатая ночь» У. Шекспир, Театр им. М. Н. Ермоловой, 2007 г.

Всем известно, что категоричность суждений свидетельствует об ограниченности мировоззрения, своеобразном «тупике» развития. Даже младшие школьники знают, что руины Колизея – это вовсе не надгробные плиты античного театра, а всего лишь материальное свидетельство смены эпох, изменение общественной и социальной надстройки над фундаментальной базой вечных ценностей. Кто из ныне живущих рискнет утверждать, что «Лунная соната» упокоилась вместе с автором?! Бред. А констатация смерти эфросовского наследия?!! Театр - одна из тех категорий человеческого развития, которые давно обрели ген бессмертия. Или уже возникали такими…

Скорее всего, стоит усомниться в профессионализме самого реаниматора, так поспешно выносящего смертельный приговор целому театру. Бесспорно, театральный организм, пребывающий в состоянии административно-творческого коллапса значительно легче похоронить, нежели искать способы возвращения к нормальному функционированию. А пытаться сделать это еще и в окружении пристального внимания «доброжелательной театральной и около» тусовки – вещь и вовсе рискованная! Тем более человеку с именем и весьма стабильным имиджем! «У каждого врача свое кладбище!» - так говорят в народе…

А ведь больной может быть еще и жив?!!

Став меньше года назад художественным руководителем театра на Малой Бронной, Голомазов в апреле готовится представить на суд зрителей премьеру искрометной, тонкой и изящной комедии по Мольеру «Плутни Скапена».

- Сергей Анатольевич, на днях состоится премьера вашего спектакля «Плутни Скапена». Почему именно Мольер?

- Прежде всего, чтобы начать сотрудничать с театром, мне необходимо было найти материал. В своих поисках обновления репертуара, я пытался отыскать название, которое смогло бы объединить коллектив, внесло бы немного творческого риска и заинтересовало бы зрителя. С этой точки зрения комедия, как жанровое и репертуарное предложение, было наиболее выгодно, причем комедия хорошая, высокая. Таким образом, выбор пал на классика комедии Жана Батиста Мольера и его сочинение «Плутни Скапена». После того, как произведение было выбрано, я уже задумывался о том, чтобы оно было интересно как театру, с художественной точки зрения, так и зрителю.

Возможно, поэтому появилась некоторая параллель между Неаполем – городом миллионеров, и Москвой, тоже городом миллионеров, хотя сейчас уже уместнее было бы сказать - миллиардеров. В спектакле заняты представители разных театральных школ и возрастных поколений театра на Малой Бронной - это и Виктор Лакирев, и Александр Никулин, и Марина Орел, и Владимир Яворский… И нужно заметить, что они замечательно репетируют вместе!

- Одни режиссеры говорят про ужасную зависимость от коммерции, а другие радуются свободе, которую дало им наше время. Что более всего волнует Вас?

- Свобода для драматического театра – палка о двух концах. С одной стороны, теперь можно ставить все, что угодно, цензуры нет, но с другой стороны театр лишился той заглавной роли, которая ему была присуща в советское время. Тогда это был оплот художественного протеста, ниша инакомыслия и почти политической оппозиции. Сейчас же театр – это… просто театр. Он не опасен. Он вне идеологии, вне оппозиции, вне политического процесса вообще…

- Бывает ли удача в профессии театрального режиссера?

- Удача - это как кредит. Она может один раз прийти, может и второй, а потом попросит вернуть все и с процентами. Я не видел тех, кому везло больше одного раза. Везло ли мне? Пожалуй, да, но мне приходилось очень много работать на эту удачу, чтоб не стыдно было ждать ее снова!

Премьера спектакля «ПЛУТНИ СКАПЕНА» в апреле: 4, 5, 12, 18, 26; в мае: 20, 26.

Автор Григорий Резанов
Григорий Резанов — журналист, фотожурналист, бывший редактор культурного раздела Правды.Ру
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить