Волшебная палочка Эроса

Очаровательные дамы, в весенние дни марта, после Женского дня есть праздник не особенно отмеченный в календарях. Но если отмечают день «граненого стакана» - почему же не отметить юбилей губной помады? Милой штучки, которая делает ваши губки и ротики такими эротичными и соблазнительными.

Великая французская актриса Сара Бернар называла этот предмет фаллической формы «Волшебной палочкой Эроса». Впервые в таком виде его представили парижские парфюмеры на Всемирной выставке в Амстердаме в 1883 году. Прототип нынешних губных помад представлял собой выдвигающийся из папиросной бумаги штифт, сделанный из смеси касторового масла, мускуса и пчелиного воска.

История губной помады как таковой, а не её фаллосообразной формы, уходит корнями в далекую древность. Так, древние египтяне, мужчины, как и женщины, наносили на губы желто-красную пасту из киновари, которую выдавливали из камышовой тростинки. Древнегреческие элитные проститутки – гетеры – специально ярко расписывали свои губки, чтобы отличаться от так называемых «порядочных» женщин. В Древнем Риме наоборот женщины из знатных семейств наносили на губы красную помаду, чтобы отличаться от девиц из простонародья.

Уже со времен средневековья красный цвет символизировал власть, богатство и влияние, а также чувственность и готовность к борьбе. Английская королева Елизавета I в 16 столетии подчеркивала свой ротик смесью из гуммиарабика, сока инжира, яичного белка и размолотых красных зерен кошенили. Так королева оттеняла свою алебастрово-бледную кожу и благодаря этому контрасту стала законодательницей моды, явив собой новый стандарт красоты.

В Англии парфюмерия вошла в повседневный обиход в эпоху Елизаветы. В одной хронике сообщается, что она появилась в Альбионе на 14-м или 15-м году правления Елизаветы. Венценосная особа постоянно носила на шее ожерелье, состоящее из нанизанных на шелковую нить душистых шариков, которые должны были предохранять от заразных болезней. Такой облик королевы Елизаветы донесли до нас её изображения.

В эпоху рококо возник культ наслаждения пестрым обликом. Представители обоих полов, раскрашенные словно балаганные шуты, демонстрировали, как тогда считалось, свою религиозность. Однако Церковь и государственные мужи вовремя спохватились и запретили такое кощунство. Итальянский гуманист Томмазо Кампанелла в своем философско-утопическом трактате «Город Солнца» (написан приблизительно в 1602 году) осуждал «любую женщину, которую следует осудить на смерть, если она раскрасит свое лицо, чтобы подчеркнуть красоту».

Недалеко ушел от мыслителя британский парламент, который в 1770 году постановил, что женщины, которые завлекают мужчин своими раскрашенными губами, чтобы привлечь их к алтарю, должны заплатить штраф, а их брак аннулирован. Даже великие французские энциклопедисты времен Просвещения не жаловали раскрашенных дамочек. Искусственно подчеркнутые алые губки они сравнивали с боевой раскраской для тела и души.

Российская императрица Екатерина Великая прилагала немало усилий, чтобы естественными способами способствовать украшению своего царственного лика. Утверждают, что она приказывала своим фрейлинам покусывать ей губы для придания им натурального красного цвета. Подлинная революция в косметике совпала по времени с Великой Французской революцией. Была, правда, существенная поправка. Алые губы считались признаком аристократичности, а их прекрасных обладательниц без жалости отправляли на гильотину. О ней, не о помаде, а о гильотине, Виктор Гюго в своем романе «1793 год» писал, что «она не вдова, а вдовица, на неё ложатся, но её не оплодотворяют».

После того как революционные страсти успокоились, и парижские парфюмеры больше не рисковали головой своих поклонниц и покупательниц, а технологии начали пышно расцветать, была изобретена предтеча нынешних губных помад. Невзыскательное, но ласкающее слух французское словечко saucisse – всего-навсего «сосиска» - относилось именно к этой столь важной части дамского туалета. И только Сара Бернар дала ей верное определение «Волшебная палочка Эроса».

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить