Автор thorova

«Вокзал мечты» остаётся в России

Не верится, но факт – Юрию Башмету сегодня исполняется 55. Один из величайших музыкантов современности мог бы давно жить и творить, по примеру многих коллег, в Германии или Австрии. Но уважаемый юбиляр переносить свой «Вокзал Мечты» из родной страны не намерен.

Мы неслучайно решили вспомнить название популярной телепрограммы, в которой Юрий Абрамович радовал ценителей прекрасного неповторимым общением с ярчайшими представителями мира искусства. Выбор персоналий и оценки Башмета всегда были столь безупречны, что восхищённые поклонники дали ему звание «арбитра вкуса».

Сегодня о Башмете говорить и писать будут много. А вечером в Большом зале Московской консерватории состоится юбилейный концерт, который будет транслировать телеканал «Культура». Чтобы не повторяться и не быть многословными, упомянем о двух наиболее, с нашей точки зрения, важных чертах уважаемого юбиляра.

Мировая известность пришла к Башмету в 1976 году, когда он получил Гран-при на самом знаменитом конкурсе альтистов в Мюнхене. Тогда же вместе с Московским камерным оркестром под руководством Рудольфа Баршая альтист совершил триумфальное турне по Германии, после которого стал желанным в лучших концертных залах Европы, а потом США и Японии.

Конечно же, уникальное мастерство Юрия Абрамовича привлекло внимание и советских меломанов. Но настоящие фуроры его концерты стали производить в 80-е годы, когда альт неожиданно стал весьма модным инструментом. На это во многом повлиял огромный успех среди нашей интеллигенции культового романа Владимира Орлова «Альтист Данилов», написанный в редчайшей для советской прозы манере «магического реализма».

Эффектный, демонически-романтический облик Башмета как нельзя лучше ассоциировался с героем популярного романа и его метафизическими образами. Уже в годы горбачёвской «перестройки» Юрий Башмет имел тысячу и одну возможность спокойно уехать на Запад на постоянное место жительства. Крупнейшие дирижёры мира – Сейджи Озава и Колин Дэвис, Курт Мазур и Джон Гардинер, Нэвил Мэрринер и Бернард Хайтник – с удовольствием готовы постоянно приглашать юбиляра для концертов в самых фешенебельных залах и с самыми знаменитыми оркестрами.

О грандиозном успехе Башмета, к примеру, в США говорит тот факт, что он был первым альтистом, который дал с фурором сольный концерт в знаменитом «Карнеги-холл». Все крупнейшие фирмы звукозаписи наперебой приглашали и приглашают маэстро для подготовки дисков шедевров альтового репертуара.

Но Башмет решил не уезжать из родной страны. Не уезжать даже в 1991 году, когда музыканты созданного им в 1986 году ансамбля «Солисты Москвы» объявили о своём желании остаться во Франции. Нелегко далось Юрию Абрамовичу расставание со старыми друзьями, но бросить Москву, бросить родной Ростов-на-Дону народный артист СССР Юрий Башмет так и не смог.

Второй важнейшей заслугой Башмета стало то, что ему удалось вывести альт из тени более удачливых струнных собратьев – скрипки и виолончели, сделать его равноправным участником музыкальной жизни. Скажем прямо, до эры Башмета альтовая литература, по сравнению, скажем, со скрипичной, была до неприличия убогой – отдельные шедевры Моцарта, Берлиоза или Хиндемита погоды явно не делали. Конечно, альт являлся непременным участником традиционного состава струнного квартета, но и там блеснуть ему удавалось крайне редко.

В ХХ веке ситуация стала меняться. Примечательно, что в годы взлёта Башмета было создано одно из величайших творений для альта – Соната Шостаковича, чьё ледяное совершенство кажется определённым потусторонними силами. Чуть раньше Шостакович написал метафизический одночастный Тринадцатый квартет, за участие в записи которого на « Sony Classics » Башмет в 1998 году был удостоен главной премии крупнейшего музыкального журнала « STRAD ».

И всё же до Башмета наши композиторы для альта писали мало и к уровню Шостаковича даже отдалённо не приближались. Благодаря инициативности и настойчивости Юрия Абрамовича концерты для его инструмента стали создавать самые прославленные композиторы 70-90-х годов – Альфред Шнитке, Софья Губайдуллина, Эдисон Денисов, Александр Чайковский и другие. И какие концерты! Не виртуозно-претенциозные безделушки, а глубокие и технически-парадоксальные опусы, сделавшие альт желанным гостем на лучших филармонических сценах.

Автору этих строк посчастливилось в 1984 году присутствовать на первом исполнении в БЗК Концертной сонаты для альта с оркестром довольно модного тогда в академических кругах Андрея Головина. Перед этим сочинением впервые в СССР прозвучал один из самых прославленных «криков» музыкального авангарда – музыка балета «Лонтано» Дъердя Лигети, ввергшая публику в настоящий транс.

Но Башмет так быстро и виртуозно переломил настроение публики, что после его исполнения сочинения Головина о Лигети почти никто и не помнил.

В этот юбилейный день считаем долгом сказать и вот о чём. Показ праздничного концерта на телеканале «Культура» - вещь правильная и благая. Но что дальше? Записи концертов гениального альтиста появляются на «Культуре» (про остальные каналы умолчим) непозволительно редко. Скажем, в начале 80-х годов советское телевидение сделало записи всех «Декабрьских вечеров» в ГМИИ имени Пушкина, проводимых под руководством Святослава Рихтера. Дуэты Рихтера и Башмета самыми искушёнными московскими меломанами были признаны настоящим чудом исполнительского мастерства.

Так не пора ли вернуть это чудо на экран?

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google