«Двигай попой» как культурный феномен

30 лет назад на мировые экраны вышел один из самых кассовых и знаменитых фильмов. «Лихорадка субботнего вечера» не только моментально сделала Джона Траволту суперзвездой. Эта культовая лента воспела один из самых загадочных феноменов современной культуры – диско.

По мнению крупнейших кинокритиков, «Лихорадка субботнего вечера» предельно точно отразила уникальный социокультурный феномен, связанный с всеобщим помешательством на музыке диско.

Вот что сказал «Правде.Ру» крупнейший российский культуролог и знаток мирового кинематографа Кирилл Разлогов: «Лихордака…» занимает в американском кино особое место. Успех картины был колоссальным. При этом фильм Джона Бэдэма – не развлекательная картина и уж тем более не музыкальное киношоу типа столь популярной у нас в советское время картины «АББА».

«Лихорадка субботнего вечера» по жанру была определена как социальная драма. Её герой, которого блестяще сыграл Траволта, всю неделю занят тяжелой и однообразной работой в скобяной лавке. Единственной радостью становятся выходные.

В субботу вечером герой фильма надевает шикарный обтягивающий костюм и отправляется на дискотеку, чтобы, хотя бы на несколько часов, почувствовать себя, что называется, «королём жизни». На мой взгляд, «Лихорадка субботнего вечера» удивительно точно уловила смысл массовой культуры, дающей каждому шанс на «пятнадцать минут славы».

С мудрыми замечаниями Кирилла Разлогова трудно не согласиться. Культура диско-музыки и дискотек возникла в начале 70-х годов прошлого века, когда социально ориентированный бунт западного студенчества стал сходить на нет.

Идеи хиппи, различные утопии, в частности психоделические, увлекли в основном интеллектуалов, но слабо затронули простую молодёжь. Диско же предлагало совершенно иной вариант ухода от реальности, путешествия в параллельный мир, которое не требовало интеллектуального и психического напряжения и особо больших затрат. Наоборот, оно сразу же было признано медиками чрезвычайно полезным для физического и эмоционального здоровья.

«Лихорадка субботнего вечера» имела такой успех, что сразу же была признана культовой картиной. Специально для фильма музыку написала популярнейшая группа «Би Джиз», бывшая одним из фаворитов американской эстрады с начала 60-х годов. Альбом с их композициями к ленте моментально возглавил хит-парады не только в США, но и в Европе и Японии.

Но настоящими кумиром сотен миллионов зрителей стал Джон Траволта, до этого прозябавший на скромной роли в телесериале «Добро пожаловать домой, Коттон». Плакаты с его изображением в шикарном белом костюме распродавались в невероятном количестве, а сам Траволта стал секс-символом всего западного мира на несколько лет.

Более того, молодые люди повсеместно старались подражать ему во всём – в одежде, в манере танцевать и даже в причёске. Набриолиненные волосы вновь вошли в моду, которая пару лет приносила немалые доходы деятелям парикмахерского цеха.

Даже самые преданные поклонники Траволты, смотревшие практически все его работы, включая ужасную халтуру «Поле битвы – Земля», признают, что «Лихорадка… «стала для их кумира вершиной его творчества. Интересно, что и сегодня «Лихорадка субботнего вечера», входящая в золотой фонд Голливуда, пользуется огромной популярностью. Выпущенное в 2005 году коллекционное издание только в США разошлось тиражом 2 миллиона 970 тысяч комплектов, что для фильма более чем четвертьвековой давности стало своеобразным рекордом.

Весьма любопытные сведения об охватившей благодаря «Лихорадке субботнего вечера» весь Запад дискомании содержатся в юмористическом шедевре – изданном и в России романе английского писателя Бена Стайнера «Что случилось с Гарольдом Смитом?». Кстати, в 1999 году блестяще экранизированным со Стивном Фраем в одной из главных ролей.

Так вот, герой романа не просто обалдел от танцев Траволты, но и, чтобы пользоваться успехом у девчонок, купил такой же костюм, сделал такую же причёску и…долго репетировал на специальном коврике танцевальные движения своего кумира. Оказывается, в те времена даже коврики выпускали для тех, кто хотел быстро скопировать танцевальную манеру Траволты.

Забавно, что после мирового успеха «Лихорадки…» центр мирового диско переместился из США в Европу. «Забойные» хиты в стиле диско стали фирменным стилем английского дуэта «Пет Шоп Бойс» и целой когорты немецких исполнителей – групп «Бэд Бойс Блю», «Модерн токинг», «Блю систем» и различного рода «Сандр» и «Зи-зи-кетч». Коммерческий успех у этих коллективов был немалый, но культурным событием их творчество так и не стало.

Гораздо интереснее привилась диско-культура на советской почве. Речь идёт о феномене созданной в 1986 году поп-группы «Мираж». Её композиции стали в те годы своеобразной альтернативой социальному и псевдофилософскому року и впервые смогли серьёзно потеснить западных исполнителей из родных дискотек.

Последней «великой группой золотого диско» принято считать шведский коллектив «Арми оф лаверс», пользовавшийся мировым успехом в 1992-95 годах. По мнению исследователей массовой культуры, тотальная самоирония «любовников» сделала их проект значительным событием, которое могло бы закрыть эпоху диско на должном уровне. Но весь юмор ситуации заключается в том, что диско не только не готово кануть в Лету, но и готовит свой мощный ренессанс.

Явный мелодический кризис, накрывший мировую массовую культуру в последнее десятилетие, привёл к резкому росту интереса широкой публики как к классике дискокультуры, так и к тем исполнителям, кто использует и развивает дискотрадиции. Вспомним, что в последнем альбоме Мадонны чуть ли не главным хитом стала композиция с использованием музыки дискохитов группы «АББА», созданных в 1980 году не без влияния всемирного успеха «Лихорадки субботнего вечера».

По мнению популярного российского сексолога Дили Еникеевой, диско является культурным феноменом на все времена, и его бурное возрождение неизбежно.

«Диско не просто полезно для здоровья, - считает она. - Надо ясно сказать, что это – здоровая в эротическом плане культура, без того вымороченного декаданса, которым страдают многие музыкальные стили последнего времени. «Лихорадка субботнего вечера» неслучайно стала культовым фильмом. Очень сексуальные танцы Джона Траволты, отмеченная безупречным вкусом музыка «Би Джиз», совсем неглупый сюжет – всё это поможет и нынешней молодёжи проводить свой досуг более культурным и здоровым образом».

К сожалению, юбилей легендарного фильма, столь необходимого для повышения физической и нравственной культуры россиян, руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой не счёл пока необходимым отметить в своей экстравагантной программе «Культурная революция».

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить