Любимец Гитлера закроет «Территорию»

В Москве 3 октября открывается второй фестиваль современного искусства «Территория». Закроется он 14 октября российской премьерой «Мистериона» Карла Орфа – любимого музыканта Адольфа Гитлера. Орф не скрывал своего антисемитизма и активно работал «на благо Третьего рейха».

Мировая известность пришла к Орфу благодаря кантате «Бойренские песни», написанной на средневековые тексты и более известной под названием «Кармина бурана». Отдельные части сочинения стали своеобразными шлягерами классической музыки и часто звучат и поныне в рекламных роликах, в театре и во время цирковых представлений.

На премьере «Бойренских песен», которая прошла летом 1937 года во Франкфурте-на-Майне», присутствовал сам фюрер Адольф Гитлер. Он пришёл в восторг от «подлинно арийского» духа сочинения Орфа.

«Это Вагнер наших дней, он избавит немецкую музыку от иудейского засилья первобытной чистотой и яростным ритмом, выражающим самую суть германского духа», - приводила слова Гитлера после концерта официальная газета рейха «Фёлькишер беобахтер».

Все сочинения Карла Орфа, созданные им в 1936-1944 годах, неизменно восхвалялись нацистской прессой Германии, Италии и Испании как образцы настоящего искусства, ответ «подлинной культуры» на «еврейство в музыке», как говорил Вагнер.

Сегодня отношение профессиональных музыкантов к творчеству Орфа во всём мире более чем прохладное. Они признают талант Орфа и как композитора, и как педагога, но исключают его из пантеона наиболее значимых фигур музыки ХХ века, где прочное место заняли Барток, Шостакович, Прокофьев, Стравинский, а также столь нелюбимые Орфом и его наставником Гитлером «иудеи» - Малер, Шёнберг и Берг.

Конечно, под зловещее обаяние нацизма попали многие значимые персоны – философы Хайдеггер и Юнг, писатель Кнут Гамсун и поэт Эзра Паунд. Примиренчески сотрудничал с гитлеровской властью и великий композитор Рихард Штраус. Но у последнего хватило мужества пусть скромно, но выступать в защиту выдающихся мастеров культуры еврейского происхождения – например, своего друга и либреттиста Стефана Цвейга. Именно за это фюрер и уволил Рихарда Штрауса с должности «мюзик директора» Третьего рейха.

И предложил её, естественно, Карлу Орфу. Который пост от любимого фюрера с удовольствием принял и рьяно принялся бороться за «арийский дух» немецкой музыкальной культуры. Неужели всего этого не знает дирижёр Теодор Курентзис, уроженец Греции, свободолюбивый народ которой смело боролся с фашистскими войсками? Неужели режиссёр Кирилл Серебренников не читал, как шиковал Орф в нацистской Германии, прекрасно зная, что в печах концлагерей «настоящие арийцы» сжигали т.н. «неполноценных» - евреев, цыган и, между прочим, геев?

Скорее всего, знают прекрасно. Ведь объявил же на пресс-конференции весьма раскручиваемый в последнее время критиками известного направления дирижёр Курентзис, что «Мистерион» Орфа исполнялся всего один раз – на Зальцбургском фестивале 34 года назад. И не повторяют этот опус не из-за его «архисложности» (не сложнее ведь Восьмой Малера и «Лулу» Берга!), а из-за одиозной репутации автора и довольно спорных художественных достоинств музыки.

И это прекрасно знает начальник отдела современного искусства ФАККа Майя Кобахидзе, ничего не сказавшая о новом скандале на этот раз удивительно циничного свойства. Мимо которого наверняка не пройдут уважаемые общественные организации, в частности Федерация еврейских общин России (ФЕОР).

К сожалению, пропаганду творчества главного нацистского композитора финансирует Федеральное агентство по культуре и кинематографии. Это не первый раз, когда Михаил Швыдкой выделяет деньги на прославление культовых культурных фигур Третьего рейха.

В 2001 году государство в лице Швыдкого поддержало санкт-петербургский фестиваль «Послание к человеку», в рамках которого 21 июня (!) в питерском Доме кино состоялось триумфальное чествование любимого режиссёра фюрера и пропагандиста нацизма Лени Рифеншталь. Тогда тоже был скандал, кто-то даже извинялся, но нужных выводов так и не сделали.

Теперь Михаил Швыдкой и Майя Кобахидзе должны объясниться, почему казённые деньги выделяются на пропаганду творчества «арийца» Орфа, а не на постановку, скажем, «Уцелевшего из Варшавы» Арнольда Шёнберга – пронзительного крика души истёрзанного Катастрофой, но сохранившего свою самость еврейского народа.

Справедливости ради, скажем, что вторая «Территория» предлагает немало интересных и достойных событий. Особо хотим отметить уникальную постановку «Весны священной» состоящей из афроамериканцев французской балетной труппой, в которой ритмы языческой Руси накладываются на бешеную танцевальность первобытной Африки.

Тот же Теодор Курентзис в Кафедральном соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии представит уникальную программу хоровой музыки – от сочинений авторов раннего средневековья до знаменитого «Концерта для хора» Альфреда Шнитке на стихи классика армянской поэзии Нарекаци. Довольно много ожиданий единомышленники Кирилла Серебренникова и Эдуарда Боякова связывают с балетом Алексея Ратманского «Вываливающиеся старухи» на музыку Леонида Десятникова, хотя после «Детей Розенталя» от этого композитора никто ничего, кроме очередной претенциозной халтуры, не ждёт.

Скандальным обещает быть и спектакль постоянного героя гей-таблоидов Италии и Испании режиссёра Ромео Кастеллуччи, который, как говорят в кулуарах Театра нации, побоялся почему-то привезти в Москву своего очередного бой-френда.

И только нацистский душок от «Мистериона» Орфа продолжает беспокоить этически подкованных меломанов. Ведь он вполне может стать итоговой точкой для нынешней команды столь нужной обществу «Территории». Причём точкой жирной и непристойной.

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить