Михалкову посоветовали заняться делом

Фильм Никиты Михалкова "12" удостоен на Венецианском кинофестивале уникального специального "Золотого Льва". Жюри во главе с Чжаном Имоу признало ленту шедевром киноискусства и гуманизма в целом. Европейская кинообщественность единодушно советует корифею российского кино заниматься исключительно творчеством и не тратить время и нервы на борьбу с многочисленными недругами.

В целом итоги Венецианского фестиваля мало кого удивили. "Золотого Льва" за картину "Скрытая похоть" получил гражданин Тайваня и создатель "Горбатой горы" Энг Ли. Таким образом главный приз в Венеции третий год подряд присуждается китайскому режиссеру, причем в 2005 году его получил тот же Ли все за ту же "Горбатую гору".

"Серебряный Лев" как лучшему режиссеру достался классику амеркианского кино Брайену Де Пальма за картину "Отредактировано". Специальными призами были отмечены гражданин Туниса Абделлатиф Кешиш за эксцентричный опус "Кускус и мелкая рыбешка"" и американец Тодд Хейнс за картину "Меня там нет". Лучшей актрисой признана Кейт Бланшетт за исполнение роли одного из воплощений поп-идола Боба Дилана в картине Тодда Хейнса.

Настоящей сенсацией стало присуждение приза за лучшую мужскую роль одному из самых кассовых актеров Голливуда и секс-символу Бреду Питту. 44-летнему актеру давно хотелось признания профессионального сообщества на самом высоком уровне, однако, этому, видимо, мешали постоянные съемки в блокбастерах и мелькание в светской хронике скабрезного характера.

Стоит вспомнить, что Питт снимался не только в пустяковых боевиках и псевдоисторических "колоссах" типа пресловутой "Трои", но и в таких высокохудожественных лентах как "Легенды осени" или "Семь лет в Тибете" Но удача улыбнулась Питту только после съемок в трэш-хорроре "Убийство Джесси Джеймса трусливым Робертом Фордом".

Но самым главном итогом Венецианского фестиваля стало присуждение Никите Михалкову специального "Золотого Льва" за шедевр колоссальной эстетической и этической значимости "12". Этим решением жюри провозгласило, что после смерти Бергмана именно наш уважаемый Никита Сергеевич занял его место и стал крупнейшим режиссером современности. И вот почему.

Как известно, в Каннах и Венеции специальные суперпризы присуждаются крайне редко. Многие вспомнили, что в начале 60-х годов на Каннском фестивале фильм Бергмана "Девичий источник" тоже был удостоен специального почетного приза, поскольку, как и "12" Михалкова, был признан шедевром, не сравнимым по уровню с остальными лентами конкурсной программы.

"12" представляет собой потрясающий римейк классической ленты "Двенадцать разгневанных мужчин" Сидни Люмета (экранизация телепьесы Р.Роза, 1957). В оригинале присяжные определяют судьбу юноши-мулата, убившего своего приемного отца. Михалков перенес действие в современную Россию, мулата сделал чеченцем и пригласил на роль "Двенадцати" крупнейших российских актеров, включая даже редко снимающегося в последние годы Алексея Петренко.

Уже в понедельник, 10 сентября, Михалков представит "12" московским журналистам и проведет пресс-конференцию, где ответит на самые острые вопросы. Такая оперативность понятна - у зрителя надо срочно развеять иллюзии, что Михалков экранизировал знаменитую поэму Блока с таким же названием. Именно такие слухи активно распускают завистники мастера.

Тем временем не только итальянская, но и европейская кинопресса озабоченно обращает внимание, что Михалков снял свой новый шедевр спустя аж восемь лет после шедевра предыдущего - вызвавшего восторг всех западных интеллектуалов и киногурманов "Сибирского цирюльника". Из режиссеров такого уровня столь длительные перерывы позволял себе разве что поздний Стенли Кубрик. Но Кубрик, как известно, был запойным, чего абсолютно нельзя сказать о Никите Сергеевиче.

Европейская печать объясняет огорчительную ситуацию тем, что недоброжелатели Михалкова в России не дают прославленному маэстро сосредоточиться на творчестве и отвлекают по пустякам. То мешают снести давно опостылевшее здание столичного Дома кино, то возражают против передачи Московского кинофестиваля в пожизненное пользование "Медиафесту" и его гениальной бизнес-вумен Наталье Семиной. А некоторые нахалы обнаглели до того, что намекают на какие-то недостатки в судьбе Киноцентра на Красной Пресне, который не без помощи Михалкова стал настоящим оазисом подлинного искусства.

Главный российский киноначальник Сергей Лазарук, как говорят, разделил эти волнения и пообещал, что ФАКК создаст все условия, чтобы Никиту Сергеевича ничего не огорчало и он посвятил себя исключительно творчеству. В этом его поддержал и давний приятель Михалкова, большой ценитель Никиты Сергеевича Александр Сокуров. Последний, кстати, получил на Венецианском фестивале, специальный приз Епископальной ассамблеи Италии за глубоко христианскую направленность своего творчества.

А вот "голубой" "Золотой Лев" достался картине Эда Ратке "Скорость жизни", критикующей гомофобию в американском обществе. Этот приз авторам, поднимающим проблемы секс-меньшинств, вручается в Венеции впервые и является аналогом призу "Тедди", давно существующему на Берлинском кинофестивале.

Директор Венецианского фестиваля Марко Мюллер презентовал "голубого" "Золотого льва" в июне на сочинском "Кинотавре" и высказал уверенность, что русская интеллигенция, известная во всем мире беспредельным гуманизмом и вселенской открытостью, поддержит это нововведение.

Но, как сетует сайт "Gay.Ru", такого не произошло."Этот приз -просто пропаганда гомосексуализма. Здесь ведь речь идет о культуре, поэтому надо серьезно задуматься над происходящим. Сексуальные меньшинства помогают друг другу выжить - это объективный принцип поведения маленьких групп. А, выжив, они начинают насаждать свою субкультуру...",- приводит сайт слова режиссера Светланы Дружининой.

Еще более резко высказался культовый актер Владимир Конкин: "Эти люди больны, так же как и наркоманы. Но они сейчас насаждают свое видение мира. И это очень серьезная проблема мирового сообщества. Пусть они в своих клубах награждают свою мерзость как им угодно. Но это же афишируется, навязывается как норма бытия! Когда я слушаю музыку Чайковского, то не думаю о его заднице, и не хочу, чтобы меня заставляли думать о ней".

Подобные неполиткорректные высказывания весьма огорчили Марко Мюллера, но он, как судачит венецианская богема, не намерен останавливаться на достигнутом.

Говорят, что на следующем Венецианском кинофестивале будет уже четыре тематических "Золотых Льва" - за поднятие проблем гомосексуалов, лесбиянок, трансвеститов и транссексуалов по отдельности. Это позволит Венеции тут же переплюнуть Берлин в столь животрепещущей теме. Возможно, эту новацию Марко Мюллер также озвучит на фестивале "Кинотавр" .

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *