Художник, умеющий рисовать

Фурором и скандалом ознаменовалось открытие первой в Санкт-Петербурге персональной художественной галереи. Любимец Михаэля Шумахера и французских аристократов маэстро Иван Славинский решил покинуть гламурный Париж и возвратиться на Родину.

Именно в Питере он появился на свет почти сорок лет назад в семье известнейшего художника-баталиста Дмитрия Обозненко и искусствоведа Галины Патраболовой. Здесь же с 1988 года его работы украшают одну из самых популярных галерей города «Невский, 20». Но с 1989 года, когда картины Славинского вызвали эстетический шок на персональной выставке в Дублине, художник в основном жил и творил во Франции и Голландии.

Довольно быстро его имя становится известным среди самых взыскательных ценителей современной живописи мистического и трансперсонального направления. Изощренные по фантазии и технике монументальные картины-сновидения с удовольствием покупает европейская элита. А само имя Славинского становится постоянным атрибутом дискуссий на страницах авторитетных журналов по искусству.

Критики художника считают, что Славинский – действительно маэстро, но не подлинного искусства, а пресловутого «китча». Они упрекают живописца в том, что он хочет понравиться потенциальным клиентам и создаёт очень красивые полотна, лишённые сущностных измерений и потаённых смыслов.

В основном, так утверждают те, кто под современной живописью понимает всякого рода абстрактные полотна, глядя на которые многие сомневаются, способны ли их авторы элементарно рисовать. Именно подобного рода опусы в изобилии украшали пустые залы недавно прошедшей Второй биенналле современного искусства в Москве.

Поклонники же Славинского прежде всего отмечают безупречное владение мастером искусством академического рисунка. В сочетании с оригинальной палитрой это производит на зрителя ошеломляющее впечатление, близкое к катарсису. Бесчисленные пространства загадочных и мистических полотен Славинского буквально втягивают публику в свои сети, заставляя её подключаться к тем архетипам коллективного бессознательного, о которых писал великий психолог Карл Юнг.

Неслучайно в полотнах Славинского столько архетипичных персонажей, которые в массовом сознании ассоциируются со Средневековьем – королей, рыцарей, Прекрасных Дам, детей-призраков и так далее. Совершенно очевидно, что художник разделяет точку зрения русского философа Алексея Лосева, доказавшего, что средние века – это не провал в истории человечества, а величайшая эпоха самых потрясающих и трансперсональных откровений Духа.

В полотнах Славинского многие видят и подтверждение картографии человеческого бессознательного, которую предложил знаменитый психолог Станислав Гроф. ( Станислав Гроф: «Людьми управляют матрицы» ) Они - не просто трансформация снов и фантазий художника, но и выражение тех систем конденсированного опыта, которые возникают в психике каждого человека при экстраординарных состояниях. Знатоки также обратили внимание, что обнажённой мужской натуры в полотнах Славинского гораздо больше, чем женской. И это тоже трансперсональный парадокс его творчества, поскольку маэстро сообщил нам, что у него уже трое детей.

Иван Славинский посетовал «Правде.Ру», что пока не знаком с эпохальными открытиями Юнга и Грофа, но обещал срочно исправить этот пробел. «В моём творчестве две основы – ремесло и интуиция, - ответил он на наши настойчивые просьбы рассказать, как он общается с собственным бессознательным. – Я хочу, чтобы мои работы нравились другим людям, чтобы они соответствовали потребностям их души. Я не буду ни с кем себя сравнивать, но великие мастера – от Леонардо до Нестерова – часто работали на заказ. Уже давно нет на свете этих заказчиков, их имена знают только специалисты, а картины живут. Почему? Потому что художники выразили позыв не только своей души, где часто много тёмного и смурного, но и смутные ожидания прекрасного других».

Славинский убеждён, что искусство обязано предлагать некий путь спасения, путь доброты, вечных ценностей, а не шокировать общество дешёвыми провокациями и хулиганским богохульством, граничащим с сатанизмом. Маэстро крайне возмущён богохульной выставкой «Запрещённое искусство» в Музее имени Сахарова в Москве, где организаторы дошли до того, что выставили изображение распятия, на котором голова Спасителя была заменена … головой Микки Мауса. Напомним, что Таганская прокуратура после проверки возбудила по этому бесстыдству уголовное дело.

Кстати, самому Славинскому не приходится бояться внимания к своему творчеству со стороны правоохранительных органов.

Художник, умеющий рисовать
Художник, умеющий рисовать
Свою галерею, вход куда, кстати, свободный, он расположил на шестой линии Васильевского острова, рядом со входом в районную прокуратуру, чтобы всеми гостями презентации было сочтено невероятно остроумным выбором.

Побывавшая на открытии галереи самая экстравагантная дива российского кино Рената Литвинова не стала скрывать от прессы своего восторга от творчества маэстро Славинского. «Все знают мою фразу «Как страшно жить!» - поведала Рената журналистам. – Увы, это так. Негативные вещи окружают нас в повседневности на каждом шагу. Зло и бессмыслица существования окутывают нас своей липкой паутиной. Чтобы спастись от нашествия повседневности, надо ежедневно совершать путешествия внутрь себя. Но как это сделать? Как войти в изменённые состояния сознания?

Некоторые деятели искусств для этого употребляют психоделики, но это недопустимо опасный путь. Гораздо лучше, я считаю, погрузиться в глубины своего бессознательного под влиянием магических полотен Славинского. Его полотна – это настоящая психотерапия, под чары которой я попала и искренне рекомендую сделать также остальным».

Однако, не все разделяют восторгов Литвиновой. Во время открытия галереи группа граждан пыталась сорвать праздник, устроив скандал на входе. Люди во всю восхваляли творчество отца Ивана, баталиста Дмитрия Обозненко, и критиковали сына за «измену идеалам» и потакание «дурновкусию богачей». От взглядов прессы не укрылся заказной характер провокации, явно подготовленной завистниками оригинального мастера.

«Меня подобные обвинения довольно огорчают, потому что они лживы, - поделился с нами Иван. – Я стремлюсь продолжить лучшие традиции русского и мирового реализма. Более того, считаю, что та школа профессионализма и мастерства, которую создал социалистический реализм, - это великая и совсем не закрытая страница мировой культуры. Ведь по сути соцреализм тоже создавал мифы, тоже обращался к бессознательному публики. Он давал надежду порой метафизического уровня. И что же здесь плохого?»

В заключение отметим, что в конце этого года в Русском музее состоится большая выставка работ Ивана Славинского. Предоставление такой площадки, безусловно, говорит о признании его творчества со стороны питерских профессионалов.

Да и в Москве самые авторитетные кураторы и критики считают, что открытие нашей публикой творчества Ивана Славинского встряхнёт арт-богему, подуставшую от однообразия экспериментов и «перфомансов», и вызовет острые дискуссии о путях развития подлинно актуального искусства.

Вот что сказал «Правде.Ру» крупнейший и всеми признанный «арбитр вкуса» в области современного визуального искусства Иосиф Бакштейн: «О творчестве Ивана Славинского я слышал немало, причём крайне противоречивого. Увы, но знакомство с его картинами по альбомам не передаёт реальность эффекта и аффекта. Мне очень интересно мнение Ренаты Литвиновой, поскольку столь рафинированная и непредсказуемая интеллектуалка не стала бы восхищаться и увлекаться абы кем.

Надеюсь на большую выставку работ Славинского в Москве, потому что этот мастер заслуживает всяческого внимания. Пусть он вызовет споры, страсти, я готов на них откликнуться и принять в них участие».

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *