Годовщина ухода «без останков»

Согласно официальным сообщениям, Карлос Кастанеда скончался 27 апреля 1998 года от рака печени. Многие из поклонников его творчества искренне полагают, что писатель не умер, а лишь, преобразовав свое тело, перешел в тот мир, о котором он сам писал. В этом есть доля истины, потому что и до указанной даты его многократно «хоронили». По слухам, он погибал в аварии мексиканского автобуса и совершал самоубийство.

Достоверных сведений об этой самой загадочной личности 20 века очень мало. Точно известно, что Карлос Кастанеда написал и издал 12 книг, ставших бестселлерами, и основал компанию Cleargreen, владеющую всеми правами на его творческое наследие.

Карлос не давал интервью и не фотографировался. В печать чудом попало несколько снимков. Он утверждал, что никогда не был женат. Маргарет Реньян - автор книги воспоминаний о нем - черным по белому написала, что была его супругой. Фамилия Кастанеда в переводе означает «каштановая роща», но сам Карлос настаивал, что это не его настоящая фамилия.

По его словам, он родился в бразильском Сан-Паулу в канун Рождества 1935 года в «одной известной семье», которую так никогда и не назвал. Когда он родился, его отцу (будущему профессору филологии) было всего 17 лет, а матери – пятнадцать. Первоначально он воспитывался у дедушки с бабушкой на ферме в одной из бразильских провинций. Родители забрали его к себе, когда мальчику исполнилось 6 лет. Через год его мать скончалась от воспаления легких.

О своей матери Карлос вспоминал так: «Она всегда была в мрачном и подавленном настроении, но необыкновенно красива». Об отце он тоже редко рассказывал. Безволию папаши он противопоставлял своего «духовного наставника», дона Хуана. По версии Кастанеды, в 1951 г. он уехал в Лос-Анджелес, где через два года поступил в голливудский колледж, затем переехал в Милан, чтобы учиться там в Академии изящных искусств. Однако вскоре вернулся в Лос-Анджелес и поступил на факультет социальной психологии Калифорнийского университета, позднее перевелся на факультет антропологии.

Репортеры из журнала «Тайм» провели собственное расследование. В результате биография писателя стала выглядеть так. В 1951 году Карлос Цезарь Аран Кастанеда – эмигрант из Перу приехал в Сан-Франциско, с 1955 по 1959 гг. учился на факультете социальной психологии в университете Лос-Анджелеса. По документам он родился на Рождество 1925 года в древнем городе инков Кахамарка. Его отец был ювелиром и мастером часовых дел, а мать, Сузанна Кастанеда Навоа, умерла, когда Карлосу было 24 года. Остальная часть его жизни прошла под влиянием учения дона Хуана.

Впервые его книги появились в СССР в начале 70-х годов. Первые печатные произведения Кастанеды, издававшиеся в конце 80-х, представляли собой те же анонимные самиздатовские переводы, уже в течение десятка лет ходивших по рукам в машинописных копиях. После ознакомления с первыми двумя произведениями «Учения дона Хуана» (1968) и «Отделенная реальность» (1971), у большинства в полном смысле слова «поехала крыша» от «Путешествия в Икстлан» (Jorney to Ixtlan, 1972).

Кастанеда пошел по пути индейских магов, но в отличие от большинства религиозных и оккультных учений, цель, к которой они стремятся – не просто спасение души. Индейские мудрецы уходят «без останков», превращаясь вместе с телом в некую энергетическую субстанцию и сохранив сознание, сознательно выбирают время и место своей смерти. Кстати, на взгляд магов, личное бессмертие – полная ерунда. Превращение ученика в мага – это процесс стирания личности.

Кроме того, маг способен перенестись в любую точку земного шара (очень актуально для тех, кто жил за «железным занавесом») и быть одновременно в разных местах (например, служить в «горячей точке» и наслаждаться жизнью на роскошном курорте). Адепт может превратиться в любую зверушку и воспринимать мир, как она. Все эти невероятные, на первый взгляд, вещи достигаются при выполнении одного условия – полного изменения отношения к миру и к себе в этом мире.

Мы знаем мир не таким, каков он на самом деле. Маленькие дети видят и чувствуют значительно больше, чем взрослые. Родители дают вещам имена, ограничивая восприятие ребенка жесткими рамками. «Определить – значит, ограничить», - напоминает нам Оскар Уайльд. Всё, что не вписывается в эти рамки, относится к разряду «не верь глазам своим».

Большинство известных медитаций направлено на выключение сознания, внутреннего диалога. Между прочим, термин «медитация», которым пользуются для обозначения различных психотехнических процедур, не совсем точен, поскольку

Годовщина ухода «без останков»
Годовщина ухода «без останков»
обозначает в переводе «размышление». Мирча Элиаде предпочитал говорить о «технике экстаза», а Евгений Торчинов – о «психотехнике». Уместно также русское слово «созерцание», употребляемое в святоотечественной литературе.

Учителя предлагают нам услышать голос безмолвия, несущий знание. Индейские мудрецы утверждают, что на поддержание чувства собственного достоинства (как это называют рядовые граждане) или точнее «чувства собственной важности» (как это называют маги) уходит большая часть нашей энергии. Для европейского человека иной взгляд освоить невероятно трудно.

Карлос рассказал, что его обучение шло двумя путями: в нормальном состоянии, когда любую информацию он мог записать или запомнить, и в особом измененном состоянии сознания (абсолютно не имеющем никакого отношения к наркотикам!), в котором он осваивал наиболее важные сведения. Какие? – вот так просто он вспомнить потом не мог. Некоторые «пропавшие» страницы жизни всплывали в памяти спустя десятилетия.

От дона Хуана Кастанеда узнал о жизни толтеков, тех, кто посвящен в тайну созерцания и сновидения. По заверениям самих магов, это учение существует более 3 тысяч лет. В это легко верится, потому что, продравшись сквозь первоначальную экзотику слов, понимаешь, как много имеет это учение с даосизмом и дзэн-буддизмом. А также с трансперсональными состояниями.

Вот цитата из Станислава Грофа : «Опыт и поведение шаманов, индийских йогов и саддху (святых отшельников) или духовных искателей других культур по западным психиатрическим стандартам следовало бы диагностировать как явный психоз. И наоборот, ненасытное честолюбие, иррациональные побуждения к компенсации, технократия, современная гонка вооружений, междоусобные войны, революции и перевороты, считающиеся нормой на Западе, рассматривались бы восточным мудрецом как симптомы крайнего безумия. Точно так же нашу манию прогресса, загрязнение жизненных ресурсов (воды, почвы и воздуха) индеец-маг посчитал бы опасным массовым безумием».

Известие о смерти Кастанеды, умершего 27 апреля, появилось в печати только 18 июня.

- Что ждет Карлоса Кастанеду впереди? – спросили раз писателя журналисты.

- Обязательно сообщу об этом в другой раз, - ответил он.

- А будет ли другой раз?

- Другой раз будет всегда.

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Последние материалы