Ледовое побоище - это не шоу на льду!

18 апреля исполнилось 765 лет со дня Ледового побоища. В этот день на месте битвы на берегу Чудского озера в селе Кобылье Городище Гдовского района Псковской области настоятель местного храма Архангела Михаила отец Никандр отслужил панихиду по всем погибшим в Ледовом побоище воинам.

Участники торжеств возложили цветы к памятнику Александра Невского, установленному в Кобыльем Городище в 1992 году по инициативе и на средства петербуржцев. 22 апреля тульское отделение общероссийского военно-исторического общественного движения совместно с 76-й Десантно-штурмовой дивизией обещает показать реконструкцию Ледового побоища на горе Соколиха под Псковом.

Там, «на Узмени, у Воронея камени», как сказано в древнерусской летописи, был остановлен полувековой натиск тевтонцев на Восток – знаменитый Drang nach Osten . Против славян и прибалтов его начинал когда-то еще Карл Великий, Шарлемань французов. Ледовое побоище, которое нынешняя молодежь в шутку именует совсем неприличным сочетанием, положило конец не только надеждам Ордена, но и крушение планов Римской курии. В 1242 году против ига католиков восстали в Польше, в Литве, самой Ливонии и на острове Саарема.

После разгрома рыцарей магистр Ливонского ордена Дитрих фон Грюнинген с перепугу ожидал рати Невского под стенами Риги. Российской империи еще и в помине не было, а несостоявшийся культуртрегер отправил в Данию посольство, к королю Эрику VI Святому, с просьбой спасти Рижскую Богоматерь от жестоковыйных русичей.

Не ведал крестоносный дурачина, что наши предки жили по понятиям. Александр Невский исповедовал принцип: «Жити, не преступая в чужую часть». На следующий год магистр Ордена поставит свою подпись под договором, в котором обозначались границы, просуществовавшие аж до середины 16 века, пока московское воинство Ивана Грозного не вобьет осиновый кол в терминатора – агрессора Ливонский орден.

Два гораздо более поздних поражения в военных походах на Восток – нашествие Наполеона и вторжение Гитлера – историки начнут объяснять чудесами «русской матушки-зимы». Не избежал всеобщей интоксикации и наш национальный гений Пушкин. В 10-й главе «Евгения Онегина» тезка победителя ливонцев набросал: «Гроза 12 года настала - кто тут нам помог? Остервение народа Б(арклай), зима иль р(усский) б(ог)».

Вовремя остановилось перо кудлатого классика.

Ледовое побоище - это не шоу на льду!
Ледовое побоище - это не шоу на льду!
Даже если и жуткие морозы «помогли» бы изгнать супостата, можно подумать, что русское воинство воевало под пальмами, а мороз только что и делал, как донимал латников цвета европейского рыцарства и ландскнехтов корсиканского коротышки. Лишь через несколько столетий – оказавшись под ярмом большевиков - русские люди стали с завистью поглядывать на «свободных» европейцев.

Немецкий хронист описал гибель крестоносцев в «Рифмованной хронике» такими виршами: «Те, кто находились в войске братьев рыцарей, были окружены, братья-рыцари достаточно упорно оборонялись, но их там одолели». По свидетельству все того же хрониста, к концу битвы рыцарям стало казаться, что на каждого из них напало, по крайней мере, 60 русских воинов. У страха глаза велики – не тогда ли родилась эта присказка?

Былью было не пресловутая гибель тевтонского воинства в расколовшемся льду, а суздальская конная дружина князя Андрея, которая на полном скаку ударила в тыл немцам и их союзникам чуди. Тактика, господа! На коленях с поднятой вверх правой рукой – нынче так показывают американский жест «фак» - просили пощады хваленые «псы войны». Элита форпоста Запада против язычников по песьи лизала длани своих победителей. Такое в истории еще повторится – в Грюнвальдской битве и во время Великой Отечественной.

Растаявшая полынья, показанная в культовом фильме гениального Эйзенштейна, тоже присутствовала. Когда дружина Александра Ярославича 7 верст до Суболического берега, нещадно избивая мечами, гнала рыцарей и кнехтов. Это случилось в субботу 5 апреля 1242 года, в день памяти мученика Клавдия, на Похвалу Пресвятой Богородице.

Всего был убит 531 рыцарь, 50 взято в плен, пишет современный историк Юрий Бегунов, автор жизнеописания Александра Невского. «В знак унижения с пленных рыцарей сняли сапоги и заставили их идти босыми по льду озера возле их коней». Правда, отечественный летописец (автор Жития Александра) не удержался, чтобы не отметить, что на помощь князю пришел ангельский полк по воздуху. Ребята просто потерялись во времени. Эскадрильи люфтваффе громили по-черному через семьсот лет наши ангелоподобные отцы и матери.

Именно тогда Верховный, несмотря на свой показной атеизм, или наоборот, благодаря семинарской закваске, учредил за «личную отвагу, мужество и храбрость и умелым командованием обеспечивающие успешные действия своих частей» орден Александра Невского.

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить