Великому Леонардо 555 лет. Метросексуал эпохи Возрождения

С легкой руки Зигмунда Фрейда, многие наивно поверили в сказочку о том, что великий Леонардо да Винчи был гомосексуалистом. Ошибка отца психоанализа заключалась не только в том, что это учение, по словам Рене Генона, «обнаруживает весьма ужасающее сходство с некоторыми «таинствами дьявола», но и по причине незнакомства врача со многими фактами биографии Леонардо и неверной интерпретацией фактов известных.

Совсем недавно директор музея Леонардо из городка Винчи Алессандро Веццози сделал заявление, что у 17-летнего Леонардо родился сын Паоло. В письме Лоренцо Великолепному от 1479 года болонский герцог Джованни Бентивольо упоминает «Паоло - сын Леонардо да Винчи из Флоренции».

«В деревне, где в то время проживало всего около тысячи человек, сколько могло быть людей, носивших имя Леонардо да Винчи?» - задается риторическим вопросом Веццози. Ученый сослался также на несколько набросков Леонардо, на которых изображена женщина, играющая с детьми. По его мнению, это свидетельствует, что у художника был опыт отцовства.

Другой ученый Карло Педретти (именно так!) прокомментировал вышеупомянутое письмо так: «Каждый мальчик, который появлялся рядом с Леонардо, воспринимался всеми как его любовник». Однако и этот исследователь уверен, что речь идет именно о сыне гения. Правда, с оговоркой: «Единственный документ не дает уверенности на все сто процентов».

Леонардо родился 555 лет тому назад - 15 апреля 1452 году, в тосканском городе Винчи. Он был внебрачным сыном одного богатого флорентийского нотариуса. Когда ему исполнилось восемь лет, его семья перебралась во Флоренцию, где он получил прекрасное образование.

Этот элегантный молодой человек, искусный в игре на музыкальных инструментах, «был крепким и соответственно рослым человеком, с лицом совершенной красоты, наделенным необыкновенной физической силой, очаровывающим формами своего обхождения, блестящим собеседником, веселым и любезным со всеми; он любил красоту и в окружавших его вещах, с удовольствием носил роскошные наряды и ценил любой комфорт». Данное в кавычках описание принадлежит Фрейду из его известной работы «Воспоминание Леонардо да Винчи о раннем детстве». Сравните с описаниями нынешних метросексуалов .

«Мягкий и любезный со всеми, он отказывался, как говорят, от мясной пищи, потому что считал несправедливым лишать животных жизни, и извлекал особое удовольствие, даруя свободу птицам, купленным на рынке. Он осуждал войну и кровопролитие и считал человека не столько царем животного мира, сколько самой злобной из диких зверюг», - продолжает Фрейд. – «Но эта женская деликатность чувств не помешала ему сопровождать осужденного преступника по дороге на казнь, чтобы изучать искаженные страхом выражения его лица и зарисовать их в свой альбом, не препятствовала ему делать эскизы самого жестокого наступательного оружия и поступить на службу к Чезаре Борджа главным военным инженером. Часто он кажется безразличным к добру и злу, но его желательно мерить особой меркой». Последним условием, кстати, сам Фрейд от чего-то пренебрег.

Этот очерк о Леонардо доступен даже в сети, поэтому нет нужды его подробно цитировать. Давайте лучше посмотрим, что пишут современные исследователи об этом якобы гомосексуалисте и женоненавистнике. Два автора Линн Пикнетт и Клайв Принс в книге «Откровение тамплиеров» («The Templar Revelation») пишут: «Возможно, он и был гомосексуалистом, но это никогда не было препятствием для поклонения Женскому Началу, зачастую прямо наоборот – способствовало. Кроме того, известно, что Леонардо был близок к Изабелле де Эсте, женщине умной и образованной».

Авторы отрицают принадлежность Леонардо к «тайному» феминистскому движению, но «данный факт по меньшей мере свидетельствует о том, что Леонардо одобрял женскую грамотность». И еще раз по поводу пресловутой ненависти к женщинам. «Его (Леонардо – ред. ) мать, таинственная Катерина, по всей видимости, бросила его на произвол судьбы во младенчестве, хотя впоследствии доживала свой век вместе с ним в течение многих лет. Точно известно, у Леонардо была домоправительница, которую он любовно называл «моя Катерина» и похороны которой оплатил», - свидетельствуют Л.Пикнетт и К.Принс.

В последнее время появился целый корпус значительных трудов, вкоторых затрагивается и проблема гения Леонардо, и общий обзор состояния умов во времена Ренессанса.

В ту эпоху господствовало представление, что материальные формы в чувственном мире в случае их вырождения можно воссоздать,

Витрувианский человек — знаменитый рисунок, сопровождаемый
Витрувианский человек — знаменитый рисунок, сопровождаемый
манипулируя более высокими образами, от которых они зависят. Исследователь Э.Гарэн (E.Garin) пришел к выводу, что эта процедура была имитацией или реконструкцией вышних образов, с тем чтобы уловить божественные влияния и заново направить их в испортившиеся чувственные формы.

Даже такой, как теперь бы сказали сексист, как Джордано Бруно – и тот не отрицал Женское Начало.

Еще одна цитата из Фрейда. «В период, как известно, борьбы необузданной чувственности с суровой аскезой Леонардо был примером умеренного неприятия сексуального, вроде бы неожиданного у художника и певца женской красоты. Сольми цитирует следующее его положение, которое характеризует его фригидность: «Совокупление и все с ним связанное настолько отвратительны, что люди скоро вымерли бы, если бы это не было давним обычаем, если бы к тому же не существовало прелестных лиц и чувственных предрасположений».

В эпоху Возрождения царил не только культ античной красоты, это было время господства самых низменных инстинктов, разнузданных проституток, армий ландскнехтов, насилующих все что движется, «поясов целомудрия» или «поясов Венеры». В конце 15 века на Европу обрушилось новое испытание – сифилис . Любое сравнение будет неточным, но как это похоже на времена, когда после сексуальной революции появился СПИД . Мог ли вести такой образ жизни мало-мальски приличный человек? Ну а когда человек в своих воззрениях на Женщину разделяет мировоззрение античных философов, герметистов, катаров и алхимиков?!

У практикующих тогда алхимиков (только алхимиков, не касаясь всей сложности мировоззрения, которое исповедовал Леонардо) явственно присутствует сексуальный элемент. Причем во взаимоотношениях между Мужским и Женским началом, но никак не гомогенные связи. В классическом алхимическом тексте «Венец природы» сказано: «Белокожая женщина в любовных объятиях своего загорелого мужа, их члены переплелись в блаженстве супружеского союза. Они сливаются друг с другом и растворяются друг в друге на пути к совершенству». Здесь слышатся отзвуки двух восточных учений – индийской Тантры и китайского Дао.

Традиция куртуазной любви знакома со специальной сексуальной техникой – намеренного задерживания оргазма или прерванный половой акт – известного на Западе, как coitus interruptus , а на Востоке, как майтхуна. Как пишет британский писатель и поэт Питер Редгроув: «Следы традиции maithuna (тантрический секс через любование) можно найти в литературе рыцарского романа». Практикующий его должен испытывать блаженство и мистическое прозрение. Строф о любви к пажам-оруженосцам исследователи пока еще не нашли.

Если возразят, что делать такие выводы о половой жизни Леонардо – все равно, что гадать на кофейной гуще, мол, слишком зыбкие основания, то таким критикам можно указать – герр Фрейд свои изыскания производил не на менее зыбкой основе – сновидениях. При этом не пациента, который лежал бы на кушетке психиатра, а человека, жившего за несколько веков до рождения знаменитого доктора. Не стоит забывать, что человека не просто не ординарного, а незаурядного гения.

Вот диалог из книги «Когда Ницше плакал» известного американского психолога и психотерапевта, доктора медицинских наук, профессора психиатрии Стенфордского университета Ирвина Ялома (Irvin D. Yalom): «Вы говорили о том, что у вас нет жены, нет детей, нет коллег, и утверждали, что именно этим вы устранили стресс из вашей жизни. Но я не могу согласиться с вами: полная изоляция не искореняет стресс, но сама является стрессом. Одиночество – благодатная почва для болезней».

«Ницше решительно покачал головой. «Позвольте мне не согласиться с вами, доктор Брейер. Великие мыслители всех времен предпочитали свое собственное общество, любили отдаваться собственным мыслям, не позволяя толпе тревожить себя. Вспомните Торо, Спинозу или, например, религиозных аскетов – святого Иеронима, святого Франциска или Будду».

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить