За что Плетнева не любят пошляки?

Сегодня свое 50-летие отмечает выдающийся русский музыкант, пианист, дирижер и композитор Михаил Плетнев, которого называют преемником Евгения Светланова.

Многие сегодня, наверное, удивятся: "Как, Плетневу еще только 50?" Действительно, у целого поколения меломанов сложилось впечатление, что музыкант был всегда. Причиной тому - удивительно ранний взлет на вершины музыкального Олимпа, который состоялся в 1973 году. Тогда Михил Плетнев получил Гран-при на престижном Международном юношеском конкурсе в Париже.

Но не ударился после такого успеха в гастроли по городам и весям Америки и Европы, а продолжал упорно заниматься в Московской консерватории у одного из величайших пианистов ХХ века Якова Флиера.

В 1978 году, в возрасте 21 года и за год до окончания консерватории, Михаил Плетнев блестяще побеждает на Шестом Международном конкурсе имени Чайковского в Москве, получив первую премию и золотую медаль. Вот что рассказал "Правде.Ру" патриарх отечественной музыки Тихон Хренников, бывший в те годы председателем оргкомитета конкурса: "Я до сих пор помню тот восторг, то ликование публики, которая слышала игру Миши. Решение жюри было воспринято всеми как единственно правильное. Плетнев уже был хорошо известен, ведь за год до этого он победил на всесоюзном конкурсе пианистов в Ленинграде. Многих иностранных журналистов впечатлила биография Михаила.

Вырос он в семье профессиональных музыкантов в Казани, отец, если не подводит память, был превосходным баянистом, преподавал в консерватории. Из Казани, где есть своя хорошая детская музыкальная школа, Мишу перевели в Центральную музыкальную школу в Москву... Да, в те годы благодаря государству все самородки могли рассчитывать на самую высокую поддержку.

Очень рад поздравить Михаила Плетнева с юбилеем, желаю ему прежде всего здоровья, чтобы продолжать титаническую борьбу за пропаганду великой музыки и воспитание вкуса у молодежи".

После победы на конкурсе имени Чайковского Михаил Плетнев стал желанным гостем в крупнейших концертных залах мира и на звукозаписывающих фирмах. С ним с удовольствием выступали и продолжают выступать крупнейшие дирижеры современности - Аббадо, Маазель, Гергиев, Федосеев и другие. В 1995 году именно Плетнева пригласили на концерт в Берлине в честь 50-летия победы над фашизмом, где он блестяще выступил с симфоническим оркестром под управлением Зандерлинга.

Сольные концерты Михаила Плетнева как пианиста неизменно вызывают аншлаг. Репертуар пианиста поистине безграничен, причем Плетнев старается играть не только всеми любимые шедевры, но и незаслуженно забытые опусы великих мастеров. Напомним, например, о его записях фортепианной музыки Чайковского и знаменитой мировой премьере - именно Плетнев первым исполнил "Семь фуг" великого норвежского композитора Эдварда Грига. Критика единодушно сравнивает Плетнева с такими легендами мирового пианизма как Владимир Горовиц и Артуро Бенедетти Микеланджели.

Но одного пианизма Плетневу оказалось мало. С детства он мечтал стать дирижером, и в 1990 году создает Российский национальный симфонический оркестр. Это было настоящим чудом, ибо в те разрушительные годы очень много именитых музыкантов навсегда покинуло нашу страну, получив лестные приглашения на Западе ( к примеру, дирижер Дмитрий Китаенко, возглавивший оркестр во Франкфурте). Недоброжелатели подтрунивали: "Как это Миша Плетнев при такой разрухе создаст полноценный симфонический оркестр?"

Но уже через год оркестр Плетнева блестяще выступил в Ватикане и заслужил благодарность Иоанна Павла II. После этого его приглашают на гастроли в США, европейские страны, Японию. Крупнейшая звукозаписывающая фирма Европы "Deutsche Grammophon" приглашает оркестр для записи шедевров русской и мировой музыки. Репертуар оркестра впечатляет своим диапозоном. Мы же позволим себе особо выделить исполнение незаслуженно забытого шедевра русской духовной музыки - удивительной красоты кантаты Сергея Танеева "Иоанн Дамаскин".

В 1999 году Михаил Васильевич оставляет пост художественного руководителя РНСО, чтобы сосредоточиться на творчестве. Коллектив единодушно присваивает ему звание "почетного дирижера". Плетнев продолжает выступать как пианист и дирижер по всему миру и одновременно представляет на суд публики свое композиторское творчество. Это и оригинальные сочинения, среди которых меломанам особо приглянулись Фортепианный квинтет и Альтовый концерт, и оригинальные транскрипции и оркестровки классических произведений, к примеру, фортепианных концертов Шопена.

Михаил Плетнев - человек поразительной скромности, не светский и не особо публичный. В день юбилея он, наверное, вспомнит знаменитые слова Клопштока, столь нравившиеся Карлу Марксу: "Мы хотим, чтобы нас меньше почитали, а больше читали". В данном случае - слушали.

Увы, на родине миллионы простых поклонников творчества выдающегося маэстро почти лишили возможности каждодневно наслаждаться его творчеством. На телевидении, даже на канале "Культура", оркестр Плетнева и сам маэстро появляются в предельно микроскопических дозах. Из-за таких чиновников, как Михаил Сеславинский и Михаил Швыдкой , уже десять лет единственная в стране радиостанция академической музыки "Орфей" не может получить полноценного звучания в FM-диапозоне, где правят бал одна пошлость и дурновкусие, вполне устраивающих наших "культурых революцинеров".

И все же мы рискнем обратить внимание наших уважаемых читателей на одну страницу безграничного творчества Михаила Плетнева - его записи клавирных сочинений выдающего итальянского мастера времен барокко Доменико Скарлатти.

Поразительной красоты музыка получила своего самого достойного интерпретатора. Фортепианный альбом с записью произведений Скарлатти (EMI - Virgin Classics, 1996), по мнению Music Magazine "Gramophone", "это самая прекрасная игра, какая только может быть. Одного исполнения Скарлатти было бы достаточно, чтобы обеспечить Плетневу место среди величайших пианистов всех времен".

Когда слушаешь Скарлатти в исполении Плетнева, понимаешь, что жизнь прекрасна. Причем без "Мурки" и "культурных революций" всякого рода архипошляков, которым бы не мешало освободить эфирное время для подлинных творцов и прекратить утомлять любителей прекрасного своей вульгарной болтовней.

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить