Пляски Швыдкого раздражают прокуроров

Для нас эти итоги сенсацией не стали. Сотрудники Генеральной прокуратуры подтвердили то, о чём «Правда.Ру» пишет более года. Перечень выявленных нарушений более чем внушителен. Это и случаи бесконкурсного размещения заказов среди друзей нынешнего руководства ФАККа, и факты приёмки работ по сохранению культурного наследия без участия соответствующего органа, и многочисленные нарушения процедур финансового контроля. «Допускались нарушения на всех стадиях подготовки и проведения торгов», - особо отметили проверяющие.

К сожалению, наказание, да и то дисциплинарное, понесли только «стрелочники» во главе с управделами ФАККа Красновым. Такие же персоны, как Швыдкой и его замы Голутва, Лазарук, Кобахидзе и Колупаева в очередной раз вышли «сухими из воды». Хотя не исключено, что в ходе дальнейших проверок претензии будут предъявлены и к этим гражданам, явно задержавшимся в своих креслах.

Нежелание Швыдкого и его окружения объяснить журналистам на пресс-конференции итоги прокурорской проверки более чем понятно. Ведь с каждым днём к нынешним руководителям ФАККа возникает всё больше вопросов именно по тем сюжетам, которые выявила Генпрокуратура – конкурсного распределения средств и качества финансового контроля.

Так, начальнику управления современного искусства Майе Кобахидзе не мешало бы объяснить провал Второй Московской биеннале современного искусства, где явно прослеживается разбазаривание казённых средств кураторами-самозванцами типа Иосифа Бакштейна и Кати Дёготь, возомнившими, что именно они имеют право определять, какие современные художники заслуживают господдержки. Позорная биеннале была раскритикована даже авторитетными критиками журнала «Эксперт», считающими, что за счёт бюджета было проведено бессмысленное и халтурное мероприятие.

Ещё более скандальной складывается ситуация вокруг предстоящего Московского кинофестиваля. Умышленно дотянув конкурс на его проведение до конца февраля, Швыдкой и Голутва сделали всё, чтобы команда Михалкова не могла подготовить качественный фестиваль. После чего он будет передан под контроль западного капитала в лице «СТС-Медиа» и его главного топ-менеджера и друга Швыдкого Александра Роднянского.

Пожалуй, самая ненормальная и возмутительная ситуация по поводу распределения казённых денег сложилась именно в сфере кинематографа. Вот уже год Михаил Швыдкой при попустительстве руководителя департамента культуры правительства России Дениса Молчанова грубейшим образом нарушает закон о СМИ, не допуская прессу к детальному ознакомлению с документацией конкурсов по игровому кино, в особенности к скандальным материалам о деятельности «экспертных комиссий».

Неудивительно, что эти конкурсы в кинематографической среде обрастают неприятными слухами. Особенно много их ходит вокруг конкурса по игровому кино, состоявшемуся в ноябре 2006 года. Тогда, по слухам, господдержку получило немало уже готовых картин якобы на «постпродакшн», а пресловутые «откаты» достигали 40 процентов от суммы договора.

Так это или нет, судить не берёмся. Главные киноначальники Голутва и Лазарук вот уже полгода срывают назначенные пресс-конференции, чтобы не отвечать на неудобные вопросы. Однако, на фестивале «Кинотавр» в прошлом году в честь дня рождения Лазарука был дан грандиозный банкет, затраты на который явно превосходили официальный месячный доход чиновника. Поговаривали, правда, что его оплатили крупные кинопродюсеры, но тогда разве это не скрытая форма взятки?

Мы не исключаем, что к этим тёмным и таинственным историям Михаил Швыдкой не имеет никакого отношения. Но почему же он допускает в руководимом им ведомстве такой бардак, такое вопиющее нарушение законности, которые выявила проверка Генпрокуратуры?

Не потому ли, что основную часть своей энергии господин Швыдкой тратит не на порученную ему государством работу, а на телехалтуру, благодаря которой он получает денег во много раз больше, чем на госслужбе? На одном канале Швыдкой поёт «Мурку» и пляшет с некоей Леной Перовой, на другом – с умным видом вещает про театр, на третьем – ведёт давно вышедшую в тираж и предельно надоевшую зрителю своим однообразием «Культурную революцию». А ещё заседает в жюри какого-то глуповатого циркового шоу и так далее, и тому подобное.

Советница Швыдкого по пиару Наталья Уварова, сама, кстати, подрабатывающая в телепрограмме «Театр+ТВ», давно поражает прессу смехотворными объяснениями теледеятельности своего шефа. Как сказала она газете «Новости Башкортостана», «всё это не в ущерб основной работе. Михаил Ефимович – человек необыкновенной энергии. Он спит всего три часа в сутки, хорошо переносит длительные перелёты, ночные съемки на ТВ. Последние съёмки передачи «Театр+ТВ» продолжались с одиннадцати вечера до четырёх утра. А в девять он был уже в своём кабинете, проводил встречи, совещания».

Если верить Уваровой, то Швыдкого, как уникума, пора заносить в Книгу рекордов Гиннеса – ведь даже Наполеон спал не менее пяти часов. Но, если говорить серьёзно, то анекдотичное откровение пресс-секретаря Швыдкого подтверждает, что человек, так лихо пашущий «налево», не может быть эффективным и авторитетным руководителем просто физически.

Поражает своим цинизмом и следующее откровение Натальи Уваровой:« У чиновников зарплата небольшая. Михаил Ефимович открыто говорит: свои телевизионные проекты задумал для того, чтобы избежать обвинений в коррупции. Это деньги, которые его кормят, поддерживают семью».

Очаровательное признание, не правда ли? Если следовать логике Уваровой, то заместители Швыдкого типа Голутвы и Лазарука, не участвующие в «телевизионных проектах», чтобы прокормить семью, просто обречены на коррупцию! Странная позиция, если не сказать больше.

Кстати, Швыдкой так и не огласил всю сумму реально получаемых им гонораров, особенно за программу «Жизнь прекрасна» на канале своего друга Роднянского «СТС». На самом канале из гонораров Швыдкого тоже делают страшную тайну. Но нетрудно заметить, что после того, как Швыдкой стал петь на канале СТС блатные и псевдонародные песни, его друг Саша Роднянский в интересах своих акционеров тихо прибрал под своё крыло (вернее, крыло западных владельцев «СТС-Медиа») фестиваль «Кинотавр», премию кинокритиков «Белый слон», а теперь явно присматривается к Московскому кинофестивалю.

Таким образом, благодаря Швыдкому в руках западных структур скоро окажутся все важнейшие российские кинофестивали и премии. А это позволит открыто влиять через кино, как самое действенное средство пропаганды, на умы миллионов граждан. Вот такая вот «Мурка» вырисовывается…

В январе на пресс-конференции Швыдкого и Колупаевой не только я был поражен, как высокомерно-ёрнически они высказались насчёт проверок Генпрокуратуры и всероссийской проверки музейных фондов. Прямо в стиле фильма «Подкидыш» : «Дескать, ходють тута всякие, работать, понимашь, честным людям мешают, а потом рояли пропадают». Думается, что только дальнейшие проверки с привлечением независимых экспертов, в том числе и международных, позволят дать реалистичную оценку деятельности нынешних руководящих чиновников ФАККа, почему-то чувствующих себя абсолютно непотопляемыми. Интересно, почему?

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить