Лидия Скрябина: "Деньги – категория не только экономическая, но и мистическая"

Нас с головой накрыла новая религия, иконой которого стал пресловутый - гламур. Эта религия требует жертвоприношений, в данном случае человеческих. Так считает автор "толстых" и "гламурных" столичных журналов и начинающая писательница Лидия Скрябина.

- Основной посыл вашей новой книги «Моль для гламура» заключается во фразе: «все знают, что не в деньгах счастье, но каждый хочет убедиться в этом лично». Это так?

- Точнее будет сказать: «Счастье не в самих деньгах, а в акте обладания ими». Мы долго жили в мире, где деньги считались пережитком прошлого, верили, что с наступлением коммунизма необходимость в них отпадет, и мирились с ними как с неизбежным злом. Отсюда пренебрежительное отношение к деньгам, презрение к потреблению, жизненному комфорту, которое мы пренебрежительно обзывали мещанством. Но свято место пусто не бывает, и роль денег в нашей жизни заняли блат, знакомства, взятки, спекуляция, черный рынок. Помните поговорку: «Блат выше Совнаркома»?

Теперь маятник качнулся в другую сторону из общества скудного, аскетичного потребления мы с разбегу бухнулись в океан изобилия. И многие захлебнулись. Мы не знали, что деньги будут мстить нам за столь долгое пренебрежение.

Мы – россияне – склонны к крайностям. Или братство во Христе или товарищество в Антихристе. Или будем строить общество всеобщего благоденствия, или такого безудержного потребления, что мир содрогнется. Главное быть впереди планеты всей. Такой вот подростковый максимализм. Поэтому естественно, что находившиеся так долго в плену деньги, теперь берут реванш и теснят другие человеческие ценности: любовь, семью, дружбу, интересное дело. Рано или поздно они встанут в этот общий ряд ценностей на свое место, но пока еще мы не знаем на какое.

Нас с головой накрыла новая религия – «красиво жить не запретишь!» Икона этого общества потребления - гламур. Религия же, как известно, требует жертвоприношений, в данном случае человеческих.

- Один ныне преуспевающий бизнесмен признался, что на первых порах ему очень пригодились знания политэкономии, которые он получил в ВУЗе. Причем он учился не в экономическом, а гуманитарном институте. И на какое-то время его настольной книгой стал «Капитал» Карла Маркса.

- Товарищ Маркс был совсем не дурак. Беда в том, что последние лет двадцать советской власти, она народу так обрыдла, что все связанное с коммунизмом стало вызывать глухое раздражение и отторжение. Сначала неявное, а потом и открытое. Это касалось и подлитэконмии, в которую никто не собирался вникать, а нужно было только начетнически оттарабанить основные постулаты. Как в дореволюционной России на уроках «Закона Божьего». Ведь именно тупое догматическое насаждение его в гимназиях от части и привело к религиозному нигилизму молодежь в начале прошлого века. Все насаждаемое силком отторгается и приносит противоположный результат, пусть и не сразу.

- Можно ли разбогатеть писательским трудом?

- Если найдется отличный организатор, который раскрутит писателя, как бренд, под именем которого пишут, по крайней мере, пять талантливых ребят, чтобы производство книг было поставлено на поток; плюс продублирует изданное телеверсиями; плюс выпустит всякие сопутствующие маечки и пояса; плюс потом устроит аукцион костюмов главных героев, взятых от крупных домов моды для рекламы…то, наверное, можно. А писатель-индивидуалист, как старатель, может намыть (счастливо оказавшись в нужное время и в нужном месте) самородок, а может, загнуться у своего лотка с голодухи, если у него нет сердобольной жены или тихого хлебного места в конторе. Кстати, приход в литературу нового поколения писателей, намывших немного золотишка на стороне – отчасти подтверждает мои слова.

- На каком уровне находится планка, показывающая, что человек перешел из разряда обеспеченных в богатые?

- Один мой приятель предложил такую формулу: «Богатый человек живет на проценты с процентов». Но думаю, планка все-таки ставится в наших головах. Помните, как у Булгакова: «Разруха не в подъездах, а в головах». Каждый тратит деньги в меру своей испорченности. Гусинский, Березовский и Ходорковский хотели заняться государственным переустройством, Абрамович – окунулся в упоение потреблением, Прохоров – в радикальный гедонизм, а Потанин - в облагораживание образа олигарха. Мардашов просто делает дело, а некий Леонард Блаватник скромно и тихо сидит в Лондоне, и хотя он значится четвертым по богатству из всех жителей туманного Альбиона, но никто его не знает и не ведает, как он тратит,

Лидия Скрябина:
Лидия Скрябина: "Деньги – категория не только экономическая, но
заработанные в России миллионы. Бороться и искать, найти и перепрятать.

Деньги – категория не только экономическая, но и мистическая. Наравне с системой времени и религиями, деньги это выдумка человечества, которое наполнило их жизнью, отдавая за эти выдумки свои собственные. Энергия денег огромна, ведь она аккумулировалась на протяжении тысячелетий. В этом смысле богатство часто становится неподконтрольным, срывается с цепи, тогда появляются бешенные деньги, проклятые деньги и т.д.

- Во времена перестройки появился такой анекдот. Купить ящик водки, водку вылить, бутылки сдал, а вырученные деньги пропить. Как изменился бизнес по-русски в начале нового тысячелетия?

- Детский или дикий период накопления капитала прошел. Бизнес стал более законным и вменяемым, ушли сверхприбыли. Ведь еще десять лет назад за дело, которое не сулило 300 процентов прибыли, никто не желал браться, а сейчас и двадцать пять процентов годовых считается хорошим вложением. Из бизнеса ушли случайные любители-самоучки, типа меня, заброшенные туда смерчем перестройки. На их место заступили молодые, получившие специальное коммерческое образование. Вместе с тем, малый и средний бизнес - хиреет из-за обилия бюрократических капканов. Большой стал более цивилизованным, то есть научился пожирать малый с использованием подзаконных актов. Однако порочная природа отечественного бизнеса, его двигатель – жажда сиюминутной наживы - пока осталась прежней.

Мало кто хочет инвестировать деньги в долгоиграющие проекты, а ведь именно они приносят стране реальную пользу. Государство только сейчас начало чесать репу, да и то больше на словах. Собственных, отечественных инвесторов оно экономически не стимулирует, а внешние инвесторы смотрят на эту картину и думают: «Что мы рыжие, что ли, вкладывать деньги в реальное развитие экономики страны, если отечественные коммерсанты этого делать не спешат». Думаю, нравственность бизнеса заключается именно в понимании порочности стратегии сиюминутной экономической выгоды для своей страны, а значит и для тебя самого. В умении умерить естественное желание хапнуть и бежать, и заставить себя вкладывать, допустим, в строительство дорог, а не казино.

СПРАВКА

Лидия Скрябина закончила факультет журналистики МГУ. Работала корреспондентом «Литературной Газеты», комментатором ТАСС. В настоящее время – зам. главного редактора литературного журнала «Москва» и постоянный автор «толстых» литературных («Москва», «Октябрь») и глянцевых («Лиза») журналов. В международном эколого-политическом университете читает факультативный спецкурс: «Глобализация и безопасность национальных культур».

В 2000 г. вышла ее первая книга рассказов «Очень интересный роман»; в 2002 г .в нью-йоркском издательстве «Русский книгочей» несколько ее рассказов вошли в сборник современной прозы; в 2003 г. издан роман «Дуэт».

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *