"Лебединое озеро" - долгоиграющая поминальная мелодия

Cамому известному и самому политизированному балету в мире «Лебединое озеро» исполняется 130 лет. Этот спектакль пережил царей и генсеков, революции, войны, террор и оттепель. Его исполняли в дни траура и переворотов. Чайковский написал музыку к нему в дни поминовения усопших.

Большой театр, в котором 20 февраля (по старому стилю) 1877 года прошла премьера балета П.И. Чайковского, пока еще на реконструкции, поэтому юбилейный спектакль пройдет сегодня в Государственном Кремлевском дворце. В советское время там собирались съезды КПСС, именно для таких мероприятий в 1961 году и было построено это помпезное здание, ради которого пожертвовали целым комплексом старинных церквей и монастырей.

«По приглашению московской дирекции я пишу музыку к балету «Озеро лебедей». Я взялся за этот труд отчасти ради денег, в которых нуждаюсь, отчасти потому, что мне давно хотелось попробовать себя в этом роде музыки», - писал в сентябре 1875 г. в письме к Н.А.Римскому-Корсакову автор музыки.

Известно со слов самого композитора, что он собирался закончить инструментовку балета «непременно к Фоминой неделе», т.е. на неделе после пасхальной. Возможно, поэтому музыка Петра Ильича Чайковского на протяжении нескольких десятилетий была фонограммой на правительственных траурных церемониях. Она звучала на похоронах Брежнева, Андропова и Черненко.

Ведь в обрядности Фоминой недели преобладает поминальная тематика, которая оказала ассоциативное воздействие на творение классика. На первые дни этой недели приходились коллективные поминовения умерших на кладбищах. Основным таким днем была знаменитая славянская Радуница.

«На Радуницу утром пашут, днем плачут, а по обедне - скачут», - говорили в народе. Архетип народного сознания плотно состыковался с творением композитора. Как оказалось на столетия.

«В начале 20-х годов и Чайковский иногда подвергался «классовой перековке». Так, в Одесском театре оперы и балета «Лебединое озеро» ставилось тогда в новой редакции с радикально переделанным либретто. В основе его лежали преображенные мотивы шекспировского «Гамлета», а действие происходило в некоем современном капиталистическом государстве», - утверждает Марина Раку в своей книге «Метаморфозы «Лебединого озера». Краткий курс истории одного мифа».

«В 30-е годы сюжетные переделки становятся нормой и в драме, и в опере, и в балете. В музыкальном театре они проходят под знаком приближения к литературному первоисточнику», - пишет исследовательница. - «Свое начало это модное поветрие берет в дореволюционном музыкальном театре - на оперной сцене. Но в 30-е годы и эта тенденция обрастает идеологическими подтекстами. «Щелкунчик» Ф. Лопухова и «Лебединое озеро» А. Вагановой - оба - были попыткой выявления «гофманианства» Чайковского».

Во время Великой Отечественной войны «Лебединое озеро» в одном только Большом театре ставили чаще, чем за предшествующие 70 лет со дня первой постановки. Несмотря на постоянный обстрел Москвы (один из авиаснарядов разорвался прямо перед входом втеатр), зрители шли на балет. Только при Сталине «Лебединое озеро» давали 150 раз. Билетами на этот 4-актный спектакль премировались делегаты съездов братских компартий, когда у руля государства стояли Хрущев и Брежнев.

Этот балет нравился всем российским руководителям, в том числе и нынешнему президенту России Путину . Исключение составляет лишь Ленин , который не слушал публичное исполнение классической музыки. "Изумительной, нечеловеческой музыкой" вождь мирового пролетариата считал "Аппассионату" Бетховена. В частных беседах Ильич признавался, что ничего не знает лучше "Араssionаtа", и "готов слушать её каждый день". Однако далее, невесело усмехаясь, прибавлял:

- Но часто слушать музыку не могу, действует на нервы, хочется милые глупости говорить и гладить по головкам людей, которые, живя в грязном аду, могут создавать такую красоту. А сегодня гладить по головке никого нельзя - руку откусят, и надобно бить по головкам, бить безжалостно, хотя мы, в идеале, против всякого насилия над людьми. Гм-гм, - должность адски трудная!

Американский посол Ллевелин Томпсон , за годы пребывания в Москве, видел этот спектакль 132 раза. «Безусловно, его волновали такие драматические события, как Кубинский кризис или уничтожение самолета U2 Гэри Пауэрса», - написано в статье итальянской «Республики». - «Но, когда ему надо было узнать настроения какого-либо советского руководителя, он предпочитал общаться с ним во время антракта».

"Лебединое озеро" - долгоиграющая поминальная мелодия
«Лебединое озеро» стало не только самым знаменитым русским балетным спектаклем, но и самым политизированным балетом в мире. 19 августа 1991 года, когда случилась попытка переворота, российское телевидение по одному каналу показывало пресс-конференцию Геннадия Янаева и его соратников по ГКЧП , по другому без перерыва шло «Лебединое озеро».

"Миф не умирает, но когда он уходит в толщу исторической памяти, на его месте почти обязательно возникает новый. К 80-м годам Чайковский снова стал объектом мифотворчества, однако на этот раз родиной мифа оказалась западная культура, а материалом послужило не творчество художника, а его судьба: судьба, спроецированная на творчество", - продолжает Марина Раку.

Знаменитая интерпретация "Лебединого озера", выполненная культовым балетмейстером авангарда Морисом Бежаром, хореографический текст которой построен на фрейдистской трактовке основных мотивов канонического сюжета, явственно отсылает к биографии композитора. О трактовке "Лебединого озера" Мэттью Бурнса критики предупреждают, что "не нужно видеть в этой постановке исключительно гомосексуальную проблематику".

Нынешние шутники переделали вечный сюжет в актуальный анекдот:

- Трагедия произошла на премьере балета «Лебединое озеро». Во время танца маленьких лебедей чихнула одна из балерин. В целях профилактики птичьего гриппа была умерщвлена вся стая...

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *