Драматурга Волохова обокрали сатанисты

Самый известный на Западе российский драматург Михаил Волохов выступил на радио и по российскому телевидению со скандальным заявлением. Он утверждает, что его обокрал режиссер одиозной "Эйфории" Иван Вырыпаев из театра-студии Эдуарда Боякова "Практика". Мы попросили Волохова рассказать о разгоревшемся скандале.

- Михаил, насколько можно понять из ваших выступлений вы считаете, что Иван Вырыпаев в своей пьесе "Июль" сплагиатировал ваше творчество?

- Да, а конкретно мою пьесу "Вышка Чикатило", которая была написана мной в 1996 по заказу министерства культуры Франции. В 2000 году ее поставил Андрей Житинкин с Даниилом Страховым. Премьера состоялась в Сорбонне под патронажем крупнейшего западного слависта Рене Герра, который перевел «Вышку Чикатило» на французский.

Я сам снял по этой пьесе фильм, вступительное слово к которому произнес Кирилл Разлогов. На последнем фестивале авангардного искусства в Ницце фильм «Вышка Чикатило» произвел прямо-таки фурор. Лев Аннинский отметил спектакль «Вышка Чикатило» в газете «Культура» интересной статьей «Душегуб за решеткой». Что же касается «Июля»… Радует, что все это написано под впечатлением от «Вышки Чикатило» и окончательно показало, кто такой «драматург» Вырыпаев.

Он, не обладая даром перевоплощения, взял мой персонаж, конструкцию пьесы со многими, буквально один в один, ситуативными подробностями. Но моего героя, образ всего кающегося человечества, травестировал и низвел до банального уровня садистического рассуждения. Тем самым выставил напоказ собственную немощь и создал гнусную пародию на российскую жизнь в стиле «Ой как просто быть философом, и я могу быть философом, думает тетя Паша, помешивая борщ». Это настолько примитивно, что такое может написать каждый. Но продать эту шелуху может только потерявший связь с реальностью «драматург» Вырыпаев, поскольку выдвинувшие его такого же уровня критики так распиарили.

Там, где у меня была бытийственная драма, был поток сознания страдающей в метафизическом коллапсе ужасного души, у Вырыпаева идет примитивное, безобразное смакование всякого рода дерьма - как это делал в своей маразматической прозе Владимир Сорокин, да и то лет десять назад. И этот вырыпаевский плагиат, этот сплошной поток голого садизма, незащищенного, как в «Вышке Чикатило», никакими художественными и философскими планами они называют искусством! И всю эту пустышку Бояков, Вырыпаев, Должанский, Давыдова, Руднев и прочие из этой компании пытаются двигать на Запад, чтобы показать – таковы сегодня русские, такова будущая убогая Россия!

Кстати, это не первый плагиативный опыт гражданина-графомана Вырыпаева с детскими потугами расчетливого фестивального агента. Несколько лет назад он уже перекопировал «Валентин и Валентину» Рощина. А «алиби» убийств Вырыпаев для своей графомании один в один слямзил у Камю из повести «Посторонний». Я уж не говорю о «калькированных находках» Вырыпаева в «Июле» от Мамлеева, Гришковца и так далее.

- Кстати, Бояков только что выступил продюсером "фильма ужасов" "Мертвые дочери". Публика от картины не в восторге, критика - тем более, а некоторые знатоки сочли эту картину манифестом отечественного киносатанизма.

- Меня это не удивляет. Снял картину очередной друг Боякова Паша Руминов. Он сам в интервью признается, что в художественном плане его картина - полная лажа. У знатоков "хоррора" фильм действительно вызывает смех. Но на массового зрителя, особенно подростков, эти "Мертвые дочери" производят гнетущее впечатление. И вызывают нездоровый интерес к сатанизму, ко всякого рода чертовщине. Неслучайно на афишах фильма, которые были развешаны в метро, изображена девочка-труп с перевернутой головой и жезлом, увенчанным главным символом сатанизма - специальной пятиконечной звездой.

Тут возникает вопрос - на какие шиши Бояков выступает еще и в качестве продюсера сатанинских фильмов? Его "Практика" особой прибыли не приносит, Бояков сам спонсорские деньги повсеместно ищет. И вдруг - продюсер! Может быть, секрет заключается в том, что его покровителем является Михаил Швыдкой, причем давним?

- Так неужели это Швыдкой через Боякова спонсирует производство киносатанизма?

- Здесь надо разобраться, как говорится, всем миром. Ведь когда вышел гениальный фильм "Остров", когда он стал буквально захватывать сердца и умы миллионов людей, Швыдкой счел необходимым высказаться насчет картины Лунгина. Дескать, фильм какой-то морализаторский и даже в чем-то вредный. Договорился до того, что, по его мнению, за чертой и нет ничего. Хотя до этого Швыдкой по конкретным фильмам старался не высказываться. То есть он признал, что и так давно все знают в культурном мире - свой оголтелый атеизм.

Кстати, согласно учению великого ребе Шнеерсона, «если человек не верит в Б-га, он не может считаться евреем». Вот и выходит, что нашей культурой руководит человек, который сам признает, что находится вне рамок всех национальных культурных традиций. Так кому он служит? Нетрудно догадаться…

- Но может "Мертвые дочери" и нападки на "Остров" - это исключение?

- Какое исключение? В марте в Москве начнется новая вакханалия под названием "Московское биеннале современного искусства" под руководством "комиссара" Иосифа Бакштейна. Прошлые биеннале вызвали у нормальной публики шок. Все объедки западного поставангарда двадцатилетней давности были привезены в столицу - гигантские панно с целующимися гомиками, хепенинги с замерзшей мочой у стен Исторического музея и прочая гнусность.

Сейчас готовится подобная чертовщина. Главной персоной нынешнего биеннале станет любимец Швыдкого, Боякова и Бакштейна похабник Олег Кулик - тот самый, что долгое время выдавал за искусство фото своих совокуплений с собаками и прочей живностью. Сейчас он сочинил некий проект "Верю!", в котором, как я понял, будет глумливо соединять различные религиозные традиции в некоем сатанинском ключе. Что интересно, и на Западе, и у нас крупный частный бизнес подобные биеннале уже почти не финансирует. Всем это шутовство надоело. А у нас государство в лице Михаила Швыдкого выделило "комиссару" Бакштейну 52 миллиона рублей. На современную православную живопись таких денег не дождетесь.

- Но как же удается на такие проекты получать государственные деньги?

- Все очень просто. Тот же Бакштейн заявляет, что на биеннале будет "модное искусство". Такую заявку поддерживают друзья-критики, хотя модное искусство - это абсурд. Искусство всегда и везде вне моды, если это только не сама мода. То есть в глазах общества создается впечатление, что деньги идут на важное дело.

Так было и на недавнем фестивале "Территория", который тоже проходил за госсчет. Даже многие радикальные критики были в ужасе от представления "авангардной труппы" из Венгрии на сцене "Новой оперы". Там на больших экранах показывали мужские и женские гениталии, а актеры публично мочились - правда, не на сцену, а в банку. Как такое можно показывать за счет казны? Объяснилось все просто - идеолог "Территории" Женя Миронов анонсировал, что труппа из Венгрии будет протестовать против американского империализма, Джорджа Буша-младшего и буржуазности в целом. Кстати несколько лет назад на мое предложение сыграть Чикатило в «Вышке Чикатило» Миронов ответил отказом, перепугано и сладострастно удивившись, что я его считаю вылитым Чикатило.

Вот так "модное" искусство претендует на народные деньги! Достаточно навалить кучу в публичном месте под взглядами друзей-критиков, заявить, что это протест против, скажем, казни Саддама Хусейна - и можно требовать у Швыдкого грант на будущие "художества". Конечно, если Бояков или Бакштейн поддержат.

- Михаил, но ведь в ваших пьесах много мата? Как это соотносится с вашими возмущениями?

- Вы же понимаете, что есть разница между вульгарным матом их тусовки и матом, с которым народ гнал фашистов. И Швыдкой боится именно такого ненормативного языка, который рушит все их нормативы и обнажает их прямую причастность к деградации современного русского искусства.

Кстати, моя последняя пьеса «Рублевское сафари нах», в которой уже согласились принять актерское участие Лев Новоженов и Владимир Вишневский, говорит с патетическим матом именно о болезнях такого рода порочных представителей заматеревшей власти.

Позволю себе процитировать Алексея Ольховика, продюсера еще одной моей новой пьесы «Лесбияночки шума цунами», которую сейчас ставит ученик Анатолия Васильева Михаил Салов: «Волохову надо отдать должное – его драматургический талант в очередной раз в сжатой метафорической, театральной форме зафиксировал настоящее трагическое время с метафорической точки зрения оптимизма культурной вечности».

Ну а сатанисты-шоупродавцы пусть отправляются к своему прямому хозяину за своим личным, шкурным «спасением».

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить