Сын герцога, ставший марксистом-леопардом

2 ноября исполняется 100 лет со дня рождения одного из основоположников итальянского неореализма - режиссера Лукино Висконти ди Модроне (Luchino Visconti).

Выходец из аристократического рода древних ломбардцев, которые правили Миланом, сын герцога, он посвятил себя самому демократичному из искусств. Молодой Лукино был начитан, талантлив и нерешителен. Свою кинематографическую карьеру Висконти начал когда ему было уже за тридцать. Он поселился в Париже, где стал работать помощником французского режиссера Жана Ренуара. В 1936 г. француз снимал фильм «Загородная прогулка».

В 1940 году Лукино вернулся в Италию, а спустя два года поставил фильм «Одержимость» по мотивам детектива американца Дж.Кейна «Почтальон всегда звонит дважды». Lovestory о женщине, вместе со своим любовником убившей мужа, показалась отвратительной диктатору Муссолини. Из ханжеских побуждений и из-за политических взглядов режиссера (он был убежденным марксистом и антифашистом) - на него обрушилась цензура.

Висконти, которого коллеги уважительно называли «Леопард», успешно выступал в качестве режиссера драматических и музыкальных спектаклей. Он поставил 66 театральных спектаклей, в том числе – 44 драматических. Многие из них вошли в золотой фонд итальянского театра. К числу наиболее значительных относятся его постановки «Смерть коммивояжера» по пьесе Артура Миллера, «Три сестры» и «Дядя Ваня» по Чехову.

Голливудский актер Берт Ланкастер, работавший с Висконти на съемках картины «Леопард», позднее вспоминал: «Работа над ролью оказалась настоящим испытанием для меня. Вжиться в роль сицилийского князя, аристократа прошлого века было нелегко. Но еще труднее было работать с Висконти - человеком сложным, противоречивым, подчас – безжалостным».

С Голливудом у режиссера как-то сразу не задалось. Продюсеры предложили ему заменить мальчика из "Смерти в Венеции" на девочку. В Штатах тогда был настоящий лолитабум. Но Висконти наотрез отказался пойти на такой аморальный шаг.

В знаменитом шедевре неореализма - фильме "Земля дрожит" Висконти снял настоящих рыбаков, которые играли самих себя. Отдельную часть его творческого наследия составляют постановки опер. Первая опера поставлена в 1954 с Марией Каллас. Он любил оперу, особенно Верди и хотел, чтобы на его могиле было написано: «Он обожал Шекспира, Чехова и Верди». Добавим, и Достоевского. Им экранизированы «Белые ночи» с Марчелло Мастроянни в главной роли, хотя действие перенесено в Италию. Почему не в Венецию? Венеция случится позже и несколько в неожиданном контексте.

Висконти снял два фильма, ставших на долгие годы иконами для секс-меньшинства. Это экранизация одноименного рассказа Томаса Манна «Смерть в Венеции» и биография баварского короля «Людвиг». В последнем главную роль исполнял многолетний секспартнер маэстро – Хельмут Бергер. Висконти приметил немчика-красавчика, когда тот работал халдеем. Потом это переросло в творческий союз.

«Для съемок я фильма я нашел чудесный замок в Баварии. Людвиг II очаровал меня», - признавался Висконти. «Он – последний настоящий правитель, который хотел править искусством, а не политикой. Он – тип современного государственного деятеля, который не хотел ничего слушать про войну».

Витторио Гассман, один из любимых актеров режиссера, рассказывал про этого потомка герцогов миланских: «Он был очень красив! Элегантен и очень авторитарен. У тех, кто был рядом, всегда складывалось ощущение, что ни в чем нельзя ошибиться, все надо делать как можно лучше и качественнее. И люди стремились показать лучшее, на что они только способны!»

Призер Венецианского и лауреат Каннского кинофестивалей, Висконти снял трагикомедию «Самая красивая». Так состоялся бенефис будущей великой актрисы Анны Маньяни, удостоенной после этой картины Премии гильдии итальянских журналистов как лучшая актриса года.

По сценарию Чезаре Дзаваттини маэстро снял историю о женщине, которая жаждет сделать из своей дочки-крохи королеву красоты. «В сущности это история одной женщины, или лучше сказать, история одного кризиса. Мать, которая была вынуждена отказаться от своих мелкобуржуазных желаний, пытается осуществить их через свою дочь. Потом она убеждается, что если и возможно достичь лучшей жизни, то в совершенно другом направлении», - считал режиссер.

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *