«Космическая одиссея» Алексея Учителя. Полет в «оттепель»?

Российский участник конкурса, проходящего ныне 27-го Московского кинофестиваля, фильм Алексея Учителя "Космос как предчувствие" ("Мания Жизели", "Дневник его жены" и "Прогулка") — считается бесспорным фаворитом. Сценарист Александр Миндадзе, хорошо известный по таким лентам, как "Остановился поезд", "Охота на лис", "Плюмбум или Опасная игра", "Парад планет", "Магнитные бури" и другие.

Время действия — конец 50-х. Два героя (Евгений Миронов и Евгений Цыганов) мечтают о том, чему, увы, не суждено сбыться. Один пытается сбежать за границу и погибает, второй — наивный герой Миронова — грезит о космических полетах. Силач и слабак, умник и простак. Позже герой Миронова повстречает в поезде человека, которому чуть позже удастся реализовать свою мечту — Юрия Гагарина.

Мнения кинокритиков, как это часто бывает, очень разноречивы. Но сначала отметим, что фильм пришелся по вкусу Александру Сокурову, который обратил внимание на колорит фильма и его настроение, передающее, по его мнению, ощущение тупиковости жизни в то время.

Киновед Валерий Кичин:

— Ощущение замкнутой, запаянной страны, откуда нет выхода, и, несмотря на то что в этой стране было много замечательного, в частности, запуск первого человека в космос, тот рывок, который наполнил страну гордостью, и в этом фильме это тоже полностью присутствует, это создает многослойность фильма, его, если хотите, диалектичность. Вот это ощущение запаянной страны, откуда нет выхода, и одновременно выплеск в космос.

Марина Тимашева:
— Значит, с одной стороны, есть простой сюжет, с другой стороны, тут есть, конечно же, у Миндадзе очень серьезная вещь... Я думаю, что он имел в виду надежду, которая появилась в обществе в конце 50-х годов и которая позже получила название "оттепели". "Оттепель", за которой последовали, как мы все понимаем, заморозки. Надежда, которой не суждено было сбыться не только для двух героев, но и для целой страны. К сожалению, у Алексея Учителя не получилась вот эта вторая, очень серьезная часть истории.

Андрей Плахов:
— Тем не менее идея реанимировать брэнд "Русский космос" глубоко правильная — и вовсе не из патриотизма, а из чистого прагматизма. Эта идея связана и с русской философией космизма, и с ностальгической утопией быть "впереди планеты всей", но главное — она связана с лучшим десятилетием в истории ХХ века, когда люди действительно верили в светлое будущее и близкий космос, в мирный атом и братство народов. Именно тогда, сидя за железным занавесом, мы непонятно как, но ощущали себя частью цивилизованного человечества, к которому сегодня тщетно пытаемся примкнуть.

Юрий Гладильщиков:
— По идее, в 1961-м, после всеобщей эйфории, триумфального приема вернувшегося Гагарина москвичами, созданной им моды на СССР на Западе у этой страны был шанс на политическую альтернативу, либерализацию, очеловечивание, отказ от партийных догм, вхождение в объединяющуюся Европу, причем на правах ведущего уважаемого государства.

Победит ли фильм "Космос как предчувствие" на нынешнем кинофоруме, в свете того, что прошлогодним триумфатором ММКФ стали "Свои" Дмитрия Месхиева, а дважды подряд награждать своих вроде бы не принято.

По поводу своей победы сам режиссер Алексей Учитель говорит философски:
— Естественно, я верю во что-то хорошее. Но фестиваль — это лотерея, и не всегда все складывается объективно. Очень многое зависит от человеческой психики и личных взаимоотношений. Но очень надеюсь, что именно это жюри объективно подойдет к тому, что увидит на экране, — я имею в виду не только мою картину. Надо, чтобы победил сильнейший.

Московский кинофестиваль встречает друзей и подруг

"Желанная жизнь" Джузеппе Пиччони

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *