«Солнце» над Европой. Русские снова в Берлине

Александр Сокуров — первый из российских кинорежиссеров, который за последние пять лет, получил приглашение для участия в конкурсе 55 Берлинского международного кинофестиваля. В адрес режиссера и продюсеров пришло официальное приглашение от имени директора фестиваля Дитера Кёсслика, в котором говорится о глубоком впечатлении, которое произвел фильм на отборочную комиссию фестиваля

Последний раз в Берлине была показана кинолента Александра Прошкина "Русский бунт" , однако фурора в 2000 году она не произвела. Нынешний Берлинский кинофорум пройдет с 10 по 20 февраля. В российский прокат фильм Сокурова "Солнце" выйдет 17 февраля , так что посмотреть его можно будет одновременно с высоким жюри кинофестиваля. Право на телепремьеру приобретено телеканалом СТС , который стал сопродюсером картины.

Картина "Солнце" посвящена очередному "вождю народа", сиречь "великому кормчему". Первым был "Молох" (1999) о Гитлере , вторым — "Телец" (2001) об умирающем Ленине , и вот теперь — японский император Хирохито . Фильм охватывает события между двумя историческими решениями царственной особы, ломавшими многовековую традицию: объявлением о капитуляции в войне и отречением от своего божественного статуса (потомка богини Солнца — Аматерасу). Другой главный герой фильма — американский генерал Дуглас Макартур , командующий союзными войсками. После оккупации Японии он должен был решить судьбу Хирохито и всей императорской династии. Встречи Макартура и Хирохито, на первый взгляд, бесконечно далеких друг от друга людей, их сложный путь к взаимопониманию и духовное влияние друг на друга - одна из главных тем фильма.

- Политическая честь не значит ничего, когда речь идет о жизни людей — именно по такому пути пошел Хирохито. Это пример умной силы. Ни один политический деятель, ни до, ни после него не мог найти гуманитарный выход из кризисной ситуации, — комментирует свой замысел режиссер.

Почему режиссер обратил свои взоры на дальневосточного правителя, даже имя которого мало что говорит широкому зрителю? Александр Сокуров отвечает:
- Император Хирохито правил больше шестидесяти лет. Он прошел всю Вторую мировую войну как лидер страны, составившей известную "ось зла" вместе с Берлином и Римом. И он единственный из государственных руководителей, кто не оказался наказан, не предстал перед судом и даже сохранил свой прежний статус на родине. Более того, его страна, оставив за спиной побежденных и победителей, вышла на одно из первых мест в современной цивилизации.

Вопреки ожиданиям некоторых кинокритиков и киноманов, его сыграл не Леонид Мозговой ( который побывал в шкуре и Гитлера, и Ленина), а японский актер, который долгое время скрывал от своих соотечественников, что согласился на роль императора. Ведь по законам Страны восходящего солнца, никто не имеет права изображать японского монарха. Генерала Макартура изобразил американский актер Роберт Доусон (известный российскому зрителю по роли психотерапевта в фильме "Ганнибал" ). Бюджет картины составил 2,5 млн. долларов. Автор сценария — Юрий Арабов . Продюсеры картины Игорь Каленов, "Никола-фильм", Андрей Сигле, "Proline-film", Марко-Мюллер, "DownTown pictures", Александр Роднянский, телеканал СТС, Инна Карпушина (Санкт — Петербург).

- События, которые происходят в нашем фильме, — рассказывает Сокуров, — ограничиваются тремя днями, в собирательном смысле. Это момент, когда Хирохито ждет решения своей судьбы, будет он предан суду или нет. Потому что была такая угроза, что токийский суд, которому предстояло судить преступников военных, международный суд, как и в Нюрнберге, должен был судить всех тех, кто отвечал за вину перед человечеством. Как раз в этот момент, когда решалась судьба этого существа, Тэнно Хирохито, мы оказываемся рядом с ним. Именно рядом с ним. Не входим туда, куда не допустимо, ни одним шагом не унижаем достоинства национального японского человека или японской истории. Мы хотели бы этой картиной объединить людей, а не создать какой-то фактор разъединения, ярости, раздора и злобы. Историческая картина должна нести мир, должна мирить. Потому что то, что произошло, необратимо. А то, что впереди, имеет гораздо большую ценность и гораздо большую опасность и напряженность, чем прошедшее за нами. Потому что будущее гораздо более драматичнее, чем прошедшее.

Сокуров — один из наиболее популярных режиссеров российского кино на Западе. Его авторские картины там неплохо прокатываются, в отличие от России, где творчество режиссера становится предметом споров исключительно критиков. Производство фильма ведется на базе технологии Hi-Definition и включает использование компьютерной графики, которую Сокуров впервые широко использует в своей работе.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *