Автор Правда.Ру

МОСКВА ОТКРЫВАЕТ БАРАНОВА-РОССИНЕ

Имя художника-авангардиста, автора цветомузыки и камуфляжа, давно и прочно забыли на родине. И вот теперь он возвращается. Сегодня в Третьяковке открывается выставка, собравшая более 100 работ Баранова-Россине из собрания Государственного Русского музея (ГРМ) и, главным образом, из частных коллекций Франции и Великобритании.

 

 Эта выставка – вторая персональная в России после революции. Первая недавно прошла в Петербурге. А между тем, на мировых художественных аукционах картины Баранова-Россине уверенно держатся в рейтинге самых дорогих картин мира. Такая вот неблагодарная родина.

 

 Принадлежа к авангардистской молодежи 1910-х, художник, стремясь опробовать сезаннизм и кубизм, а позже - абстракционизм и сюрреализм, создавал необычные "сплавы". Будто следуя завету древних "Чаще поворачивай стиль", уроженец Таврической губернии Шулим-Вольф Баранов не раз менял имена, города и сферы деятельности. Начал он постигать живопись в Одессе, продолжил в Академии художеств в Петербурге и завершил в Париже, где взял псевдоним "Даниэль Россине".

 

 Первая персональная выставка Баранова-Россине прошла в Осло (тогда - Христиании) - в годы Первой мировой войны он жил в Скандинавии. Там он впервые исполнил и цветозвуковые фантазии, созданные под влиянием символистов и Александра Скрябина. Подобно этому композитору, включившему в 1910 году "световую строку" в партитуру "Прометея", художник мечтал соединить цвет и звук. В результате появилось оптофоническое (цветозвуковое) пианино: каждая клавиша не только "пела", но и "зажигала" на экране определенный цвет.

 

 Сконструированный в 1914 году и показанный в 1923-м на первых концертах цветомузыки в Большом театре и у Мейерхольда, "оптофон" был запатентован спустя 10 лет в Париже, куда Баранов уехал от гонений на левое искусство.

 

 "Представьте себе, что каждое прикосновение к клавишам органа, закрепленным в выбранном положении, заставляет двигаться некоторое устройство то быстрее, то медленнее, вместе с прозрачными фильтрами, через которые проходит пучок белого света - и вы получите представление об аппарате, созданном Барановым-Россине.

 

 Используются световые фильтры нескольких видов. Простые цветные фильтры и оптические элементы, такие как призмы, линзы или зеркала. Сложные фильтры включают элементы графики. И, наконец, есть такие, которые проецируют цветные фигуры определенных очертаний. Добавьте к этому возможность изменять положение проектора, форму экрана, симметрию и асимметрию композиций, их движение и интенсивность, и вы сможете представить это световое пианино, которое послужит для интерпретации. Именно интерпретации, ибо речь идет здесь не о нахождении одного единственного "перевода" музыкального произведения, для которого сам автор не предусмотрел световое сопровождение. В музыке, как и во всех других искусствах, талант, чувство интерпретации - необходимые составляющие для проникновения в мысли автора. В тот день, когда композитор напишет сразу вместе с нотами, не ограничиваясь сочинением музыки, также и партию света, необходимость в самой интерпретации исчезнет, и тогда без сомнения художественное единство, о котором мы говорим, станет гораздо более совершенным".

 

 Дети художника бережно сохраняют все, связанное с именем отца. Оптофон находится сейчас в центре Ж. Помпиду, а детали первого оптофона и ряд картин – в семейной коллекции.

 

 Один из сыновей художника, живущий во Франции, обещает передать парижский экземпляр "оптофона" на родину, в центральный Музей музыкальной культуры им.М.Глинки. Но, как объяснили московские родственники художника, эта передача так и не состоялась, ибо не была выполнена советской стороной ответная акция - проведение персональной выставки художника в Третьяковской галерее. Возможно, теперь передача в Россию деталей оптофона может состояться.

 

 Несмотря на то, что изобретение Баранова-Россине признается и советским патентным ведомством, несмотря на известность его как живописца (он часто выставляется, репродукции его работ печатаются в первом выпуске журнала "Изобразительное искусство" вместе со статьей Кандинского, ему дают возможность преподавать и быть деканом во ВХУТЕМАС'е, вместе с Маяковским он избирается членом редколлегии ИЗО Наркомпроса, оголтелая критика и общая атмосфера беды заставляют В.Баранова-Россине в 1925 году покинуть Родину.

 

 Жизнь художника трагически оборвалась в нацистском концлагере Освенцим в 1944 году. И только теперь своими работами он вернулся на суровую родину, с таким трудом признающую ею же изгнанных гениев, после признания их во всем мире.

 

  Елена Киселева

 «ПРАВДА.Ру»

РИА 'Новости'

  'Находка в Париже'

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+...

Комментарии
Россия защитит Белоруссию всей мощью ядерного оружия
Россия защитит Белоруссию всей мощью ядерного оружия
Россия защитит Белоруссию всей мощью ядерного оружия
Корпоративная порука российской Фемиды
Россия защитит Белоруссию всей мощью ядерного оружия
Почему Запад испугался слухов о входе России в Ливию
РФ пригрозила США ответными мерами "военно-технического характера"
Судебный психиатр: "керченского стрелка" зазомбировали
Как министр культуры оскорбил всю молодежь
Кандидат в президенты Грузии раздавал в центре Тбилиси марихуану
Почему Запад испугался слухов о входе России в Ливию
РФ пригрозила США ответными мерами "военно-технического характера"
Сирия обвинила США в геноциде
Есть машина, лодка или куры? Прожиточный минимум не получишь!
Керченский стрелок закопал сейф с тайнами перед расстрелом колледжа
"Этого делать нельзя!": почему русские хлопают при посадке самолета
Ученые назвали простейший способ вычисления геев и лесбиянок
Корпоративная порука российской Фемиды
Польша: снесен последний монумент памяти
Польша: снесен последний монумент памяти
"Эффективные менеджеры" довели космос до ручки