Земные тайны «Звездного городка»

Закрытый для посетителей подмосковный «Звездный городок» не спешит открывать свои тайны посторонним. Несмотря на десятилетия, прошедшие после горбачевской гласности и многочисленные рейды космических интуристов – это «государство в государстве» продолжает жить своей жизнью. От полетов Белки и Стрелки, Гагарина и Комарова – прошло почти полвека. От той поры остались реликты советской эпохи с характерной для каждого советского человека закрытостью и склонностью к мистификации.

«Правда.Ру» попыталась приоткрыть завесу тайны и с этой целью посетила космический городок, в котором проживают около 6 тысяч человек, так или иначе связанных с работой во Вселенной. Кстати, и повод был. Летчик-космонавт Сергей Залётин вручал звезду писателю-фантасту Василию Головачёву , о чем мы уже сообщали.

В 2005 г. имя Головачева было внесено в Российскую Книгу рекордов Гиннеса как автора 40 оригинальных книг. В этом же году писатель отметил 35-летие своей литературной деятельности, которая началась с рассказа «Великан на косогоре». Между прочим, две свои книги автор иллюстрировал сам.

Летчик-космонавт, полковник Залётин во время своего первого полета (с 4 апреля по 16 июня 2000 г.) в качестве командира ТК «Союз ТМ-30» и ОК «Мир» - совершил выход в открытый космос. Один всю сознательную жизнь мечтал и думал о космосе, другой – в нем даже дважды побывал.

- Мне очень жаль, что, несмотря на обещание первого президента СССР Горбачева, первым советским или российским журналистом, который полетел в космос, не стал наш с вами соотечественник, - искренне посетовал космонавт. - Первым журналистом в космосе оказался японец Тахиро Акияма .

Когда видишь нашу маленькую планету с высоты 500 км, то начинаешь чаще и глубже задумываться о бытие, о своем предназначении в этом мире. Мы все – космонавты, а наш корабль – Земля. За повседневными проблемами мы этого не замечаем, но космонавты, которые слетали, хорошо это понимают. Когда в космос полетит журналист или писатель-фантаст, он более ярко и образно опишет переживания о своем первом выходе в открытый космос.

Однако для профессионала – это, прежде всего, работа и задачи, которые должны быть выполнены. Любой космонавт, выходя в открытый космос, старается не замечать такую красоту. Он сосредотачивается на своей задаче. У него все по минутам расписано. Это зависит от времени сброса информации на Землю, которое четко зарегламентировано. Отвлекаться некогда.

- Сергей Викторович, у вас замечательная, обязывающая к полетам фамилия. Кроме того, вы родились в апреле месяце, традиционно-связанном в нашем сознании с космонавтикой. Скажите честно, а попадают на космический корабль вездесущие тараканы?

- В детстве фамилия моя была Рабинович, но надо было лететь в космос и я заменил её на Залётин. Это, конечно, шутка. Скажу вам по секрету, в космос забрел однажды какой-то залетный таракан. Как на Байконуре он сумел пробраться на транспортный корабль – загадка. Реально в космосе они не размножаются. Этот таракан, живший на станции «Мир», был случайным и чуть ли не единственным.

- У меня есть целый цикл "Запрещенная реальность", - вступил в разговор писатель-фантаст Головачев, - где рассказывается о том, что люди - это потомки тараканов. Если таракан пробрался на станцию "Мир" - это живая фантастика. Фантастика в действии!

- Таракан мог попасть в грузовой отсек только с вещами. Кроме того, космонавтам передают кучу посылок, - откровенно признался Залетин, - которые не прошли необходимую дезинфекцию. Более того, бывали такие случаи, когда отдельные индивидуумы настолько хотели полететь в космос, что старались пробратьсятуда любыми способами. Два-три таких случая были на моей памяти, когда люди пробирались в грузовой отсек, чтобы через 3-4 дня стартовать в космос.

- Не вспомните, какой национальности были те люди?

- Двое русских и один казах.

- Не важно какой они национальности! - перебил космонавта писатель. - Существует мечта, которую нужно добиваться всеми средствами. Во всем виноваты мои коллеги, писатели-фантасты, которые много раз описывали такие случаи... Но я - не писал и не буду!

- В отряде космонавтов готовят ко всяким неожиданностям, например, к встрече с гуманоидами? Или все отдано на откуп писателям-фантастам?

- Конечно, на 99,9 % мы здесь, в Звездном городке, занимаемся техническими проблемами.Что касается вашего вопроса, то тут каждый думает в меру своей испорченности. Если космонавт читает фантастические книги и смотрит фильмы - он задумывается над этим.

- Он всё равно не говорит всю правду, потому что он - полковник, - подал реплику Головачев. - У них всегда оружие и они всегда готовы к встрече с инопланетянином.

- Когда вот тот здоровый мужик - начальник Особого отдела выйдет - расскажу! - смеясь, сказал Залетин, указывая на мощную фигуру в штатском.

- Что делать одетому в скафандр бедолаге-космонавту, если у него вдруг зачешется пятка или засвербит в носу? Чисто земные рефлексы, перенесенные в космическое далеко, мучают?

- Есть определенные проблемы. Заставляешь себя думать о чем-либо другом… Что такое выходв открытый космос с технической точки зрения? 5-6 часов находишься внутри скафандра, в вакууме. При этом входишь в него за 2 часа до выхода, потому что должен пройти десатурацию (вдыхание чистого кислорода перед высотным полетом с целью выведения из организма азота для предупреждения появления высотных болей, – ред. ). В общей сложности вся процедура занимает около 10 часов. За это время невозможно ни поесть, ни попить, ни почесать пятку. Хотя для того, чтобы почесать нос, у нас в скафандре предусмотрено некое приспособление - кнюпель.

- Скафандр сам по себе маленький космический корабль. Есть такой прикол. Один космонавт пришел к генеральному конструктору Гаю Северину , который занимается изучением биомеханики человека в экстремальных условиях полета, методам защиты и спасения экипажей в аварийных ситуациях, и пожаловался ему на новый скафандр. На что ему изобретатель возразил: «Ах, тебе не нравится мой скафандр! Что ж, будем подбирать другого космонавта».

- О женщинах в космосе также думается, как и на Земле? Напоминает «Солярис»?

- «Солярис» много раз начинал смотреть и ни разу не досмотрел до конца. У меня есть друг, который лет на пять раньше меня полетел в космос. Разговор на эту тему проходил в узком мужском кругу. Помнится, он сказал тогда, одно неверное движение – и ты отец. Все живущие на космической станции космонавты испытывают те же земные чувства. Любой побывавший в космосе – стремится туда вернуться, как и любой, находящийся в космосе, - стремится вернуться на землю. В космосе о женщинах снятся такие же сны, как и на Земле.

Уже без свидетелей, космонавты по секрету поделились одним забавным эпизодом.

62-летний американский космический турист Деннис Тито , который слетал на орбиту весной 2001 года, и выложил за это кругленькую сумму в $ 20 млн., не только остался доволен сам, но и удовлетворил свою молоденькую подружку. Юная особа высоко оценила последствия пребывания в космосе своего «старичка». Во всех смыслах. Умеющие считать деньги американцы посчитали двузначную цифру с шестью нулями не слишком большим за доставленное позднее чисто земное удовольствие.

Игорь Буккер

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить