Известная писательница назвала сына в честь убийцы

Автор детективов Татьяна Полякова одной рукой выдает в квартал по книге. Одной рукой – это не метафора. Писательница презирает любую технику: у нее нет ни пишущей машинки, ни компьютера. За компом сидит ее сын, которого она когда-то назвала Родионом. Подрастая, Родя спрашивал маму в честь кого его нарекли. Татьяна Викторовна постеснялась признаться малышу, что он носит имя литературного персонажа. Того, который топором замочил старуху-процентщицу и ее сестру торговку Лизавету.

Не Родион Романович Раскольников, а герой Куликовской битвы - инок Пересвет, а в миру Родион - гласила официальная версия из уст мамы. Мальчик в нее поверил, чему только дети не верят, и гордо говорил окружающим, что он носит имя русского богатыря. Самого точил смутный червь сомнения: как монах может брать в руки оружие?

Мама воспитывалась при господствующей идеологии атеизма и поэтому отцов-церкви (Тертуллиана и др.) и русского гения Ивана Ильина не читала, зато читала Льва Толстого, и думала, что монахи – люди миролюбивые и в армии вообще не служат. Чтобы оправдаться перед сыном, Татьяна стала рассказывать ему лихие истории про мужественных монахов. Мальчик вырос и собрался жениться, а его мама так и не написала книгу про русский Шаолинь.

- Татьяна, что вас вдохновило написать роман «Закон семи»?

- Около двух лет назад я начала активно интересоваться старинными книгами, которые хранятся в Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале. В библиотеке монастыря есть поистине бесценные экземпляры, и я рада, что мне удалось с ними познакомиться. Информация, почерпнутая из этих книг, и вся атмосфера монастыря и города, который я очень люблю, пропитанная духом древней истории, вдохновили меня на написание романа «Ангел нового поколения». Он вышел в 2005 году. Тогда же, параллельно, у меня возникла идея некоего сюжета, в центре которого были бы ритуальные кинжалы. Я даже подумала, что было бы интересно попробовать написать повесть, действие которой будет происходить в данном монастыре.

Спустя некоторое время мне приснился очень странный сон со всеми мистическими атрибутами – воронами, кинжалами, темными подземельями и монахами, творившими чудовищные обряды. Когда я проснулась, в моей голове уже полностью выстроился сюжет будущей книги, который был реализован практически без изменений. Возникла идея о дневнике и о том, что часть событии происходит накануне революции, соответственно в монастырских стенах. Хотя, в принципе, я никогда не собиралась писать исторический детектив. Но мне всегда хотелось, чтобы каким-то образом то, что я вижу перед собой постоянно, было задействовано в книге.

- Почему кинжалов именно семь?

- Идея изначальна была такая: четыре апостола – четыре кинжала. Цифра «семь», как символ, появилась под влиянием философа-эзотерика, исследователя человеческой души Георгия Ивановича Гурджиева , который, кстати, стал проводником суфизма в России. В конце книги я привожу высказывания этого философа. Вообще цифра 7, как символ, сильнее остальных связана с христианством - Бог символизируется седьмым, центральным лучом посреди шести лучей творения, есть семь смертных грехов, семь таинств, семь даров Святого духа, семидневный пост и покаяние и так далее.

Заметая следы, писательница ни разу не назвала в своем произведении город Суздаль, в котором разворачивается действие романа. Спасо-Евфимиев монастырь сокрыт под прозрачным псевдонимом – Спасо-Преображенский монастырь. Достаточно знать, что главный храм Спасо-Евфимиева монастыря - это четырехстолпный Спасо-Преображенский собор и читателя перестанут мучить загадки.

- Вы планируете в дальнейшем писать исторические романы?

- Многие сюжеты из русской истории – почти готовые детективы, бери и пользуйся. Но я не люблю готовые сюжеты, мне обязательно нужно все придумать самой. Полагаю, что могут появиться романы, построенные на симбиозе моих выдумок и исторической фактуры. Я посмотрю, как публика воспримет «Закон семи». Мне было очень приятно работать над этой книгой. Даже есть идея написать продолжение данной истории. Уже без семи кинжалов, но с теми же героями, у которых уже есть определенные навыки поисков таинственных раритетов.

- Найдутся те, кто будет сравнивать ваш роман с «Кодом да Винчи»…

- Журналисты наверняка будут. Но только очень не сведущий в литературе человек может найти сходство. Эти два романа абсолютно не похожи. У меня был роман «Ангел нового поколения» с мистической подоплекой. И никому не пришло в голову тогда сравнивать меня с Дэном Брауном . Потому что тогда его книга еще у нас не появилась! Есть «Алтын-Толобас» Бориса Акунина , «Имя Розы» Умберто Эко и, извините, даже «Индиана Джонс» Стивена Спилберга . С появлением книги «Код да Винчи» вся художественная литература, связанная с религией и историей, неизбежно начинает сравниваться с ней. Но я точек соприкосновения не вижу. А потом, я умею придумывать интересные сюжеты, не замахиваясь на Господа.

- Мне показалось, что ваш «Закон семи» не только не исторический роман, но даже и не детектив. За неимением лучшего, назовем это «дамским романом». Главная героиня Ярослава постоянно пикируется с неким блондином, которого ее бабушка в сердцах обозвала «хромым чертом». В нем присутствует что-то булгаковское.

- Когда мы прогуливались по Спасо-Евфимиевскому монастырю, вы мне напомнили Воланда. ( Смеется ). Если серьезно, как можно все сводить к мужской или женской литературе? Мужчины традиционно писали и пишут детективы, но стоит только появиться пишущей женщине... Принято считать, что мужчина творит, а женщина его подвигает на подвиги во славу творчества.

Вопрос о том, кто является музой для самой Татьяны Викторовны, остался без ответа.

Справка: Татьяна Викторовна Полякова родилась и живет во Владимире. Замужем, воспитывает сына. Закончила филологический факультет Ивановского государственного педагогического университета. На протяжении 14-ти лет работала воспитателем в детском саду. В настоящее время целиком посвятила себя литературной деятельности.

Является родоначальником жанра иронического детектива, который стал столь популярным в нашей стране и подарил российским читателям множество увлекательных книг. Писательнице мы также обязаны возрождением интереса к незаслуженно забытому жанру авантюрного, плутовского романа.

Сочинять рассказы Татьяна Полякова стала в 4-м классе. В то время это были приключенческие романы в духе «Острова сокровищ». В 15 лет начала писать большой, оставшийся незаконченным, роман детективного плана.

К литературному творчеству вернулась лишь в 1998 году. Свою первую серьезную повесть она написала «практически случайно, как бы на спор». Однажды со своим другом, поэтом, она зашла в книжный магазин. Тогда был бум детективных романов в мягких обложках. Татьяна пошутила: «Смотри, вот что надо писать». А потом эта мысль в сознании закрепилась: почему бы действительно не попробовать? Первая повесть называлась «Ставка на слабость».

Сегодня на счету Татьяны Поляковой около 50 произведений, изданных в персональной авторской серии «Авантюрный детектив».

Одним из наиболее известных произведений писательницы является повесть «Тонкая штучка», которая переиздавалась 7 раз. По ней снят фильм с одноименным названием, сценарий к которому написал Аркадий Инин. Экранизировались и другие книги. Фильм «Как бы не так» вышел в 2004 году на видео и DVD, по роману «Строптивая мишень» снят мини-сериал.

 

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить