Автор Правда.Ру

“Я НИКОГДА НЕ ЗАИГРЫВАЛ С ПУБЛИКОЙ..."

— Юрий Сергеевич, ваше имя давно и неразрывно связано с отечественным джазом. Расскажите, откуда пришло увлечение этой музыкой?
— В нашем доме всегда звучала музыка. Моя бабушка выступала вместе с Шаляпиным и Собиновым, мать и отчим пели в хоре, а отец был прекрасным пианистом. В доме было много пластинок, в том числе и джазовых. И эта музыка заворожила меня. Я сразу понял, что это — мое, вернее не понял, а почувствовал, ибо в детстве трудно отдавать себе отчет в таких вещах.
Я учился у Елены Фабиановны Гнесиной по классу фортепьяно, затем на виолончели, валторне; в 1954 году окончил Московскую консерваторию по классу теории и композиции. Рад, что получил классическое образование, это — база. Но мне и в голову не приходило, что когда-нибудь эти две линии могут во мне пересечься: любовь к академической музыке и джазу!
Это случилось со мной, когда я стал работать в оркестрах Покрасса и Рознера. В те годы я много аранжировал. Мною были написаны оркестровые фантазии на темы Чаплина и Дунаевского: “Чаплиниада” и “Дуниада”, обработка “Сент-Луи блюза”, очень модная в то время, и “Соло ударных”, которое мастерски исполнял Борис Матвеев — это были мои отправные точки на пути постижения джаза.
Потом меня пригласили руководителем оркестра ЦДРИ, специально организованного для джазового конкурса, проводившегося в Москве в 1957 году в рамках VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Мы получили на конкурсе серебряную медаль. Это был первый международный джазовый фестиваль в нашей стране.
Но вскоре, 8 августа, в “Советской культуре” вышла статья “Музыкальные стиляги”, после которой я на два года стал персоной нон грата, хотя то, о чем говорилось в статье, было несправедливо по отношению к нам, так как никакими стилягами мы не были.
Хорошо, что я легко могу переключаться с одного рода деятельности на другой. В эти два года я открыл для себя новое увлечение, участвуя в написании музыки к кинофильмам. Моя кинодеятельность началась с того, что вместе с Аркадием Островским мы написали музыку к фильму “Девушка с гитарой”. Затем было много других кинолент: “Стакан воды”, “Очная ставка”, “Хозяйка детского дома”... Я писал музыку для театров имени Гоголя, Ермоловой, Малого театра и Театра сатиры.
В шестидесятые годы у меня возникло желание создать свой оркестр, и в 1966 году моя мечта осуществилась — я организовал ВИО-66. Это был биг-бэнд: пять саксофонов, четыре трубы, четыре тромбона и ритм-секция плюс вокальный октет, который свинговал вместе с оркестром. В вокальной группе пели Валентина Толкунова и Валерия Иванова. Это был очень интересный коллектив. За четыре года совместной работы мы сделали три программы и объездили всю страну.
— Помимо сочинения собственной музыки вы отдаете еще много сил общественно-просветительской работе, а также педагогике. Расскажите, пожалуйста, об этих сторонах вашей деятельности.
— С общественной работой я никогда не порывал — был секретарем Союза композиторов СССР, до сих пор являюсь председателем джазовой комиссии Союза композиторов Москвы и президентом МДА — Московского джазового ангажемента, который занимается организацией джазовых фестивалей. Благодаря нам в Москву приезжал оркестр Каунта Бейси и Рей Чарльз. Недавно мы провели гершвинский фестиваль, а в 1999 году надеемся провести фестиваль, посвященный столетию другого не менее выдающегося музыканта — Дюка Эллингтона. Не забываем мы и своих музыкантов, проводим клубные вечера.
Еще я являюсь музыкальным консультантом на ОРТ.
Что касается моей педагогической деятельности, преподаю в эстрадно-джазовом колледже на Ордынке.
И, совмещая все это , конечно, не забываю писать музыку, ибо, как говорил Чайковский, “музыкант — это не тот, кто может писать музыку, а тот, кто не может не писать”.
— Как вам видится будущее отечественного джаза?
— Вот, что я скажу. Когда все было запрещено — джаз был сладким запретным плодом. И многие музыканты, не будучи профессионалами, становились героями просто из-за причастности к этому слову.
Теперь все можно. Но это и накладывает определенные обязательства на музыкантов. Они должны играть на очень высоком уровне.
За свое вековое развитие джаз столкнулся с тремя проблемами: неприятие джаза в начале века со стороны академических музыкантов, идеологический прессинг в нашей стране и появление рок- и поп-музыки, отодвинувших джаз на второй план, одновременно сделав его музыкой элитарной.
Но сейчас во всем мире интерес к джазу сильно возрос. Особенно молодежь интересуется им. И я не сомневаюсь, что джаз всегда будет востребован. Пусть он не получит дворцов спорта и стадионов, но ему этого и не нужно.
— Считаете ли вы себя счастливым человеком?
— Абсолютно счастлив быть не может никто. Но многое из того, что хотел сделать, сделал. Никогда не заигрывал с публикой, но мне не безразлично, какого мнения обо мне слушатель. И когда что-либо удавалось, был счастлив. Да, не могу сказать, что моя жизнь не сложилась.

Беседу вел
Александр РАСТОРГУЕВ.

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Спортивный юрист США: МОК совершил страшную ошибку
Кривое зеркало: что сказал бы Фрейд о русофобии США
Взрыв газа в Австрии: украинская труба — всё
Нейтральный флаг нам в руки: как Россия заткнет рот Родченкову
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Кремль рассказал о причинах войны Запада с Россией
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Путин украинцам о Саакашвили: "Как вы это терпите вообще?!"
Взрыв газа в Австрии: украинская труба — всё
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Фото искалеченного взрывом в Донбассе ребенка шокировало Германию
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
Названа главная составляющая мужской привлекательности
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Путин — Собчак: вот вы "против всех" — а предлагаете-то что?

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры