Виктор Садовничий: Разве вузы виноваты в том, что бедны?

В Москве прошел пятый съезд Союза ректоров России. По его окончании президент союза, ректор Московского государственного университета академик Виктор Садовничий специально для “Правды” поделился мыслями о будущем высшей школы России.

Секвестирование статей федерального бюджета на образование и науку, растущая задолженность по зарплате и череда задержек по ее текущей выплате, свертывание стипендиального обеспечения и иных форм поддержки студентов, установление тарифной сетки для профессорско-преподавательского состава на уровне черты, определяющей бедность и нищету, рост числа судебных преследований образовательных учреждений за долги по коммунальным и прочим статьям расходов — все это результаты реформирования образования.

К сожалению, эти шаги становятся для власти нормой государственного отношения к национальной системе образования России.Не секрет, что существуют весьма влиятельные и не ограниченные в деньгах силы, которые стоят за полную ликвидацию государственного образования.

Ректорский корпус в своем подавляющем большинстве склонен видеть суть происходящего не в стесненности федеральных финансово-материальных возможностей, в чем нас вот уже несколько лет пытаются убедить. Нет и грана правды в официально пропагандируемом тезисе о ресурсной расточительности национального образования. Один из самых высокопоставленных федеральных чиновников сказал об этом так: “Непогашенная электролампочка в университете — стартовая точка к феномену неплатежей в стране, к затянувшемуся экономическому кризису”.

Если вуз или школа обречены работать в 2—3 смены, то нелепо пытаться уложить их в естественный световой день или ограничить учебный процесс теплыми месяцами.Если налоговые службы не могут собрать причитающиеся бюджету деньги, но при этом отдельные федеральные руководители продекламировали рост личного дохода лишь за один 1997 год в миллиарды рублей, то какие претензии могут быть к высшей школе?

Только по фонду заработной платы она недофинансирована в том же 1997 году на 25 процентов. В чем вина школы, если ни один академик, ни один профессор не получает за свою монографию и учебник даже ничтожной доли гонорара, выплаченного за псевдо-бестселлер “Распродажа Советской империи” (Альфреда Коха. — Ред.)

На всю высшую школу государство тратит всего1,76 процента расходной части бюджета!Позиция представительной власти. Совет Федерации в постановлении “О состоянии и перспективах развития системы высшего и профессионального образования” от 20 мая 1998 года “отмечает, что ситуация в системе высшего профессионального образования Российской Федерации в последние годы в основном определялась крайне неудовлетворительным бюджетным финансированием”.

Это — голос субъектов руководителей республик, губернаторов краев и областей, мэров крупнейших городов России!Государственная Дума в Заключении на внесенный правительством проект закона “О Государственной программе приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации” констатирует, что он “... полностью противоречит п.13 статьи 39 Закона “Об образовании” и п. 7 статьи 27 Федерального закона РФ “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”, в соответствии с которым государственные и муниципальные образовательные учреждения приватизации не подлежат”.

Это — голос депутатов, депутатских фракций и большинства крупнейших общественно-политических объединений России.Теперь о позиции исполнительной власти. В частности, Министерства финансов РФ.Минфином, а точнее межведомственной комиссией, подготовлен и внесен 20 мая 1998 г. на рассмотрение правительства РФ проект под названием “Программа экономии государственных расходов”. В ней имеется раздел “Упорядочение и сокращение численности занятых в бюджетной сфере, содержание которой финансируется за счет средств федерального бюджета”.

Это “упорядочение и сокращение” предусматривает установление соотношения 10 студентов на одного преподавателя и, как результат, сокращение численности вузовского аппарата более чем на 70 тыс. человек.Здесь же планируется “реорганизация подведомственных учреждений, содержание которых финансируется за счет федерального бюджета” путем объединения разнопрофильных высших и средних специальных учебных заведений в университеты, “предусматривается поэтапная передача в ведение субъектов Российской Федерации учреждений начального, среднего и высшего образования, ориентированных преимущественно на региональные рынки труда...”.

Реальность превзошла даже самые жесткие намерения. Бюджет высшей школы уже секвестирован на 30 процентов.Нынешние предложения по введению так называемых “новых организационно-экономических механизмов развития системы образования” — это сталкивание государственной высшей школы в пропасть, на дне которой ей суждено окончательно исчезнуть.В свете приведенных фактов нет нужды в дополнительной аргументации причин недовольства и роста социальной напряженности в студенческой среде.По оплате труда работники вузов как стояли, так и стоят практически на самой нижней ступеньке. Зарплата институтского профессора в России сократилась с 219 процентов от зарплаты в промышленности в 1987 году до 62 процентов средней зарплаты в промышленности в июле 1993 года.

Сейчас профессор получает в новых деньгах даже со всеми надбавками чуть более тысячи, доцент со всеми доплатами — примерно 900 рублей, проректор — примерно 1,5 тысячи и ректор — около 2 тысяч.Вызывает недоумение постановка задачи чуть ли не мгновенно омолодить профессорско-преподавательский состав высшей школы, заменить “советских спецов” некоей новой генерацией. Одновременно с этим Минобразования РФ недавно издало приказ о...сокращении приема в аспирантуру.Доля выпускников, принимаемых на научную работу, не превышает 8 процентов.

А вот число уезжающих за рубеж растет. Россию покинуло около 80 процентов математиков и 50 процентов физиков-теоретиков высшей квалификации. Согласно прогнозам, к 2000 году страна навсегда потеряет до полутора миллионов ученых и специалистов. Начавшаяся “вторая волна” утечки умов из России имеет по сравнению с “первой” (рубеж 90-х годов) качественно иное содержание. Уезжают не одиночки. Россию покидают целые кафедры, лаборатории, сложившиеся коллективы. Стимулов для возвращения никаких.

Так что покидают они Отечество навсегда.Не финансируются полностью заработная плата работникам образования и стипендии студентам. Из предусмотренных федеральным бюджетом ассигнований на коммунальные расходы вузов была получена лишь малая их часть. Прибыль от оказания платных дополнительных услуг, самостоятельной научной и хозяйственной деятельности вузов была в основном направлена на погашение задолженности по коммунальным платежам, решение проблем материально-технического оснащения учебных заведений. Не реализована задача перехода на финансирование образования по социально-гарантированным нормативам на одного учащегося и студента с индексацией этих нормативов в зависимости от инфляции.

Низкий уровень стипендий студентов вузов привел к сокращению в 4—5 раз питающихся в студенческих столовых. Нарушение режима питания, распорядка дня в связи с вынужденной подработкой, сокращение форм активного отдыха и занятий спортом привели к существенному ухудшению состояния здоровья и физической подготовленности 30 процентов студентов.Фактически полностью было свернуто капитальное строительство. Резкое сокращение инвестиций не позволило уменьшить дефицит учебно-лабораторных площадей вузов (обеспеченность — 67,4 процента), студенческих общежитий (число нуждающихся — 259,7 тысяч человек).

“Говорят, — подчеркивал Гете, — цифры управляют миром; нет сомнения в том, что цифры показывают, как он управляется”. После взрыва, инициированного “первой реформой”, в общеобразовательной и высшей школе образовались многочисленные бреши. Одна из них — воспитание учащихся и студентов. Это пустое пространство быстро заполняют силы, целью которых является отнюдь не забота о национальных интересах и национальной безопасности России.Известно, в фундаменте культуры любого этноса, любой страны лежат родной язык и исторические традиции, во многих западных странах забота о своем языке является важным государственным делом.

Во Франции Совет по французскому языку возглавляет президент страны, в Англии аналогичный орган — королева. Британский совет ежегодно направляет более 2,5 тысячи специалистов в 80 стран мира. В Германии Институт Гете обеспечивает работу 143 филиалов в 70 странах. Свыше тысячи двухсот языковых центров (в том числе 13 — в России) содержит только Альянс Франсез. Язык получает и моральную поддержку. Комитетом французского языка подготовлен перечень иностранных слов, запрещенных к употреблению, если есть аналогичные им французские слова.

За нарушение предусмотрены весьма ощутимые штрафы.В России тоже была разработана хорошая федеральная программа “Русский язык”. Однако денег на ее осуществление не нашлось.В январе текущего года в радиообращении президент России сказал: “Дорога к процветающей России — одна: через Россию просвещенную”. Мы не можем не поддержать эти слова, но лозунг может остаться лозунгом, а призыв повиснет в воздухе и не отзовется эхом, если Россия перестанет быть просвещенной. К сожалению, фактов, подтверждающих ее движение именно в этом направлении, много больше, чем противоположных.

Беседовал Виктор Притула

Автор Виктор Притула
Виктор Притула — советский российский журналист-международник, писатель-прозаик, бывший внештатный обозреватель Правды.Ру
Обсудить