Автор Правда.Ру

ЕГО ПРОСЛАВИЛ МОСКОВСКИЙ ДВОРИК

ЕГО ПРОСЛАВИЛ МОСКОВСКИЙ ДВОРИК

«Мне кажется, - писал художник Василий Поленов, - что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит. В жизни так много горя, так много пошлости и грязи, что если искусство тебя будет сплошь обдавать ужасами и злодействами, то уже жить станет слишком тяжело».

 

 Василий Поленов, 75 лет со дня смерти которого исполняется сегодня, известен, прежде всего, картинами «Московский дворик» и «Бабушкин сад» - очень лирическими, с оттенком легкой элегичности. Грустная идиллия московского захолустья, патриархального уюта. В неярких, спокойных, согласованных друг с другом красках его пейзажей заключена бесхитростная созерцательность. В своем искусстве он органично соединил верность традициям реализма XIX века с чертами символизма и модерна. Картины Поленова до сих пор радуют именно живописностью и чистым цветом.

 

 Родился Василий в семье археолога и библиографа Дмитрия Поленова. Учился в Академии художеств, брал частные уроки у Чистякова и Крамского. Его же учениками в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1882-95 годах были Левитан, Коровин, Архипов, Головин.

 

 Как пенсионер Академии художеств, Поленов с 1872 по 1876 год жил в Италии, Франции и Германии. Участвовал в качестве добровольца в сербо-черногорско-турецкой войне 1876 и как художник-корреспондент в русско-турецкой войне 1877-78. Путешествовал по Ближнему Востоку и Греции.

 

 Состоял в Товариществе передвижных художественных выставок. Славу Поленову принесли естественные и задушевные образы, где влияние Репина и Боголюбова соединилось с богатым опытом работы на пейзажной натуре. Мастерство пленэрной живописи, отдельные черты импрессионизма сочетались в таких вещах, как тот же «Московский дворик», «Бабушкин сад» и «Заросший пруд», с задумчивой лирикой, созвучной «пейзажу настроения» саврасовско-левитановского толка. Его многочисленные «русские» и «зарубежные» этюды с натуры полны искренней теплоты чувства.

 

 Серия евангельских картин, над которой художник истово работал многие годы – «Христос и грешница», «На Тивериадском озере», «Среди учителей», - производит двойственное впечатление. Поленов считал, что от церкви, находящейся в состоянии глубокого упадка, свойство дарить людям счастье и радость переходит к искусству («Иначе оно ничего не стоит», - из письма В. М. Васнецову). Однако его полотна очаровывают отнюдь не этическим посланием, а живостью пейзажных и этнографических наблюдений.

 

 Черты модерна отчетливей всего проявились в театральных и архитектурных работах Поленова. Он оформлял спектакли в абрамцевском доме и Московской частной русской опере Мамонтова (оперу «Призраки Эллады» на музыку самого художника – в 1906 году) - он любил приезжать в подмосковное имение Мамонтова, где собиралась художественная интеллигенция. «Пребывание в вашей деревне, - писал Василий Дмитриевич хозяину гостеприимного дома, - озарило меня таким чудным лучом света, что он до сих пор светит мне путеводной звездой».

 

 Живой интерес мастера к национальной архитектурной старине проявился в этюдах, изображавших Теремной дворец и соборы Московского Кремля. Поленов внес большой вклад в русский стиль внутри модерна, создав эскизы церквей, построенных в Абрамцеве (в соавторстве с В. М. Васнецовым) и Бехове под Тарусой. Исторической стилизацией под средневековье отличаются здания его собственного дома и мастерской (так называемого «Аббатства») на Оке.

 

 После Октябрьской революции художник жил в своей усадьбе Борок (ныне Поленово Тульской области), как на островке старой Руси, занимаясь живописью и руководя деревенскими театральными кружками. Василий Дмитриевич превратил усадьбу в музей, который в 1939 был передан его родственниками государству.

 

 Наталья Микора

 "ПРАВДА.Ру"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

До сих пор ученые не могут разгадать и половины загадок, которые таит в себе пирамида Хеопса. Однако египтолог Дэвид Мид уверен, что ему ближе всех удалось продвинуться в разгадке страшной тайны, которую скрывает эта гробница.

И снова "конец света": дату прилета Нибиру нумеролог узнал в пирамиде Хеопса
Комментарии
Эрдоган посоветовал властям Германии "знать свое место" и не читать нотации Анкаре
Советник главы Минздрава погиб от удара молнии в сотовый телефон
Как КПРФ пытается избежать участия в избирательном цикле 2017 года
В Хабаровске чемпиона мира по пауэрлифтингу убили в драке
В Хабаровске чемпиона мира по пауэрлифтингу убили в драке
Татарстан — Турция: почему Эрдоган называет Минниханова "мой брат"?
Татарстан — Турция: почему Эрдоган называет Минниханова "мой брат"?
Семью бизнесменов застрелили под Белгородом
Трамп назвал протесты правых "способом излечения" для страны
Зловещие пророчества северной столице
В Хабаровске чемпиона мира по пауэрлифтингу убили в драке
Лукашенко призвал к управлению по-сталински
Лики войны: "профессор" Игорь Аганин
"Кому ваша гривна нужна": валюту Украины больше не принимают на валютном рынке
Татарстан — Турция: почему Эрдоган называет Минниханова "мой брат"?
Ученые: Мясо и шоколад наносят вред человеческой психике
Ученые: Мясо и шоколад наносят вред человеческой психике
Ватиканские спецслужбы тянут щупальца к Москве
Легендарный "Зенит" в новой реинкарнации начнут выпускать в Подмосковье
Татарстан — Турция: почему Эрдоган называет Минниханова "мой брат"?
Ватиканские спецслужбы тянут щупальца к Москве