Айрат Кашаев: дирижер должен быть гурманом - Театральные новости

Айрат Кашаев: дирижер должен быть гурманом

Как нам развивать музыкальное театральное искусство? Каким должен быть новый молодежный музыкальный театр? Зачем оперному театру научно-фантастические спектакли? На эти и другие вопросы "Правде.Ру" ответил дирижер Большого театра Айрат Кашаев.

Читайте начало интервью:

Как живется дирижеру Большого театра

Дирижер Большого театра: куда податься молодому музыканту

— Оперный дирижер и дирижер симфонического оркестра — это разные профессии?

— Это разная специфика. Профессия одна, но разная специфика.

— А музыканты в разных оркестрах?

— То же самое.

— Вы же и тем, и тем дирижируете?

— Ну конечно. Если я могу разнообразить свое музыкантское творческое меню, почему я должен себе в этом отказывать?…

— То есть вы все-таки довольны тем, что вы дирижируете не только оперой, но и симфоническим оркестром?

— Позволяю себе быть гурманом.

— Вы дирижируете такой музыкой, которой мало кто в нашей стране дирижирует. Научная фантастика в Театре Покровского, например. Вам все равно кем дирижировать — Моцартом или современной оперой?

— Не надо выбирать и устраивать битву между Моцартом и современной музыкой. Если процесс сам по себе интересен, если музыка хороша, я в этом участвую с удовольствием, этим занимаюсь с большим удовольствием. Моцарт в свое время был таким же ультрасовременным композитором. Моя жизнь интересна и разнообразна, она полна различными событиями, она полна работой в любимом театре.

— Как вы представляете себе новый молодежный музыкальный театр, какой он должен быть? В Театре Покровского летом проходит Молодежная народная школа-лаборатория. Надо что-то похожее создать, только более масштабно и постоянно? И кто этим должен заниматься?

— С той принципиальной разницей, что Международная оперная лаборатория представляет собой проект, который длится в течение месяца-полутора, где певцы платят определенный взнос. Они получают возможность участвовать в постановке с хорошими режиссерами, дирижерами на прославленной сцене, и на выходе имеют продукт, и могут говорить: "Да, я спел партию в опере "Царская невеста".

А нужно, чтобы была система подготовки. Сейчас молодой человек — выпускник соответствующего вуза — с хорошими вокальными, внешними, артистическими и всеми другими необходимыми данными, не пройдя при этом конкурсы, к примеру, в молодежную программу Большого театра, остается просто в подвешенном состоянии.

Он не понимает, куда можно пойти. Поэтому нужно сделать площадку. Если ты находишься на хорошем уровне, то приходишь и начинаешь работать, набираешься опыта и получаешь за это деньги, а не вынужден бегать по халтурам и перебиваться со дня на день какими-то случайными заработками.

— Все-таки, что сейчас происходит с Театром Покровского и с Камерной сценой Большого театра? Она останется собой или постепенно будет "перевариваться" Большим театром? Руководство Большого театра хочет, чтобы она сохранила свою оригинальность или чтобы интегрировалась? Что будет?

— Директор Большого театра Владимир Георгиевич Урин неоднократно на встречах с труппой бывшего Театра имени Бориса Александровича Покровского заявлял, что никаких радикальных перемен он планировать не хочет и не будет этого делать. То есть не предлагается вдруг взять и переделать театр, у которого своя полувековая история, свой штат артистов, которые работают по определенным заповедям, оставленным после себя Борисом Александровичем.

Владимир Георгиевич об этом не раз говорил и слово свое держит. Так все и происходит. Конечно, какие-то новые веяния появляются, появляются новые имена, приходят другие режиссеры, дирижеры. Но это не означает, что что-то вдруг встало с ног на голову. Традиции продолжаются и развиваются. Без этого просто невозможно.

— Как, что происходит именно с творческой составляющей?

— Труппа осталась та же, оркестр остался тот же. Но приходит другой дирижер или режиссер, который делает ту или иную постановку и привносит что-то другое. То же самое произошло, когда и я пришел в театр. Получается, я тоже что-то свое небольшое, но привнес. Это естественно. Нет такого, что мы делаем резкий поворот и начинаем новое движение куда-то в другом направлении.

Я недавно дирижировал прекрасным детским спектаклем "Чиполлино". Тенденция сохраняется. Вот недавно прошла премьера "Медиум" Менотти. Скоро пройдет "Перикола". В следующем году запланировано восстановление спектакля Бриттен "Давайте создадим оперу". Это востребованный спектакль, просто другая постановка.

— Так все-таки кто должен решить проблему нехватки оперного искусства?

— Мне кажется, если мы пытаемся что-то такое воспитать, что было бы уникальное и нужное всей стране, этим надо заниматься всем вместе, взявшись за руки, обнявшись, и сказать: нам нужен молодежный музыкальный театр, мы должны его сделать. Вот сейчас идет Год театра, поэтому самое время.

— Театр реально нужен, мы все это понимаем, все это чувствуют, ни у кого сомнений нет. Но председатель правительства говорит, что у нас много плохих театров…

— Тем более нужно создавать хорошие. Я сейчас буду чуть-чуть приоткрывать завесу тайны... Делаются некоторые шаги, направленные на то, чтобы все-таки эта идея была услышана. Нам, конечно, нужна поддержка. Конечно, это нужно. И в свое время ныне уже покойный Геннадий Николаевич Рождественский всегда ратовал за эту идею, всегда многие долгие годы вел свою работу с молодежью, со студентами в классе, с молодежными коллективами.

И, конечно, его деятельность в Большом театре, в Театре Покровского и во многих театрах по всему миру просто, как мне кажется, достойна того, чтобы увековечить его имя. Этот молодежный театр, если он будет создан, а он, конечно, должен быть создан, должен носить имя выдающегося дирижера, полного кавалера всех орденов Славы, Народного артиста… Можно долго перечислять все звания и заслуги человека, имя которому — Вселенная. И такой театр должен занять свое место в сценической жизни Москвы и всей театральной жизни России, и он должен носить имя этого человека. Просто нужно принять правильное решение в Год театра.

Беседовал Саид Гафуров

К публикации подготовил Юрий Кондратьев

Смотрите видеоинтервью полностью: Больше театров — хороших и разных!

Автор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить