Экранизация «Капитала» Маркса - суперблокбастер

Через два года выхода на экраны фильма «Броненосец «Потемкин», его создатель, советский режиссер Сергей Эйзенштейн в октябре 1927 года (сразу после окончания съемок революционного эпоса об октябрьском перевороте) записал в своем дневнике: «Принято решение экранизировать «Капитал» по сценарию Карла Маркса». Через 80 лет немецкий интеллектуал Александр Клюге подхватил идею гениального мастера.

Александр Клюге (Alexander Kluge) известен не только как пионер авторского кино («Прощание со вчера», 1966) и своенравный писатель («Хроника чувств»), но и как социальный теоретик («Общественность и опыт», в соавторстве с Оскаром Негтом).

С 1987 года Клюге работает в основном для телевидения. Его компания „dctp“ занимается созданием «независимых» культурных программ для частных телеканалов.

Им написаны сценарии для „ Spiegel TV “, их можно увидеть также в формате передач „ News & Stories “.

Автор поражает своими энциклопедическими знаниями, монтажом на уровне ассоциаций, неудобоваримыми текстовыми блоками, поэтическими киноминиатюрами и, очевидно, «вымышленными» интервью (например, с «боевым пловцом-диверсантом» германского элитного спецподразделения “ G -8“ Хельге Шнайдером).

Почти 10-часовой гигантский материал собран в программе «Новости из идеологической античности» („Nachrichten aus der ideologischen Antike“).

Современность не предложила ничего сравнимого с планом Эйзенштейна или с теорией производительных сил Маркса, считает Клюге, они также далеки от нас, как и античность.

Адекватное выражение этого можно будет обрести только в экранизации марксового «Капитала».

В «новостных» интервью Клюге будут представлены теоретические или анекдотические ситуации, которые связывают мир идей Маркса со злободневными актуальными темами.

Экранизация «Капитала» Маркса - суперблокбастер
Экранизация «Капитала» Маркса - суперблокбастер
В многочисленных интервью предупреждается о разразившемся ныне экономическом кризисе. Его сравнивают с «Черной пятницей» и мировым экономическим кризисом 1929 года.

Как пишет биограф Эйзенштейна Оксана Булгакова, когда режиссер сутками напролет работал над монтажом своего фильма об Октябре, то из-за прописанных ему наркотиков и напряженной работы временно потерял зрение.

В том же 1929 году Сергей Эйзенштейн обсуждал с другим ослепшим – Джеймсом Джойсом – экранизацию его романа «Улисс».

Клюге хочет объединить в своем марксовом проекте историю будней двух выдающихся людей, некоего пролетария и его жены, в которой должна отражаться вся всемирная история и экономика.

Этой цели служат свободные ассоциации: прозаик Дитмар Дат (Dietmar Dath) сравнивает экономическую теорию Маркса с любовью, лирический поэт Дурс Грюнбайн (Durs Grünbein) своим стихотворным подражанием гекзаметрам Бертольда Брехта представляет творца «Коммунистического манифеста» как поэта.

Клюге часто дискутирует на тему, функционирует ли концепция Маркса только как слово, а не как картина.

Контрапункт образует музыка, также связанная с музыкальностью основателя марксизма. От оперы авангардиста Луиджи Ноно к инсценировке Вагнера, поставленной Вернером Шрётером (Werner Schroeter) – Тристан в костюме, который изображает броненосец «Потемкин».

Действо заканчивается на лирической ноте - исполнитель роли Маркса с фальшивой бородой поет высоким голосом под аккомпанемент лже-Эйзенштейна.

Как тут не вспомнить слова классика, говорившего об истории как трагедии, которая повторяется как фарс?

Читайте еще в разделе "Культура".

Автор Григорий Резанов
Григорий Резанов — журналист, фотожурналист, бывший редактор культурного раздела Правды.Ру
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить