В Латвии вышла книга о Гитлере

Новая книга в серии "Неизвестная война", написанная бывшим сотрудником спецслужб, а ныне архивным исследователем и публицистом Аркадием Яровым, рассказывает о 16-ти ставках Гитлера, построенных для управления войсками в Восточной Пруссии — "Вольфшанце" ("Волчье логово"), в Бельгии и Франции — "Вольфшрухт" I, II, III ("Ущелье волка"), под Винницей — "Вервольф", и еще целого ряда временных ставок, большей частью носивших именно "волчьи названия".

 

 Исследуя документы, свидетельства современников о пребывании фюрера в его "волчьих" ставках, автор пытается составить психологический портрет Гитлера на фоне его военно-политической деятельности.

 

 Автор не останавливается на историческом исследовании, а дает личную оценку Гитлеру. По его мнению, в лице Гитлера гений и злодейство представлены в одном лице. Да, "нелюдь", да "палач", да "психопат" — но в чем секрет его магического влияния на целую нацию, влияния, изменившего ход мировой истории?

 

 Описания гитлеровских перемещений из "логова" в "логово", распорядка его дня и протокольных обедов ("Ел Гитлер в основном овощные, молочные и рыбные блюда…") чередуются с приказами по армии, краткими биографиями его самых приближенных сподвижников, чаще всего бывавших в ставках, экскурсами в историю НСДАП и выдержками из секретных досье на верных адептов и врагов.

 

 Издание снабжено также редкими фотоматериалами. Например, "Солдатская книжка Адольфа Гитлера", "Проездной билет депутата рейхстага доктора Йозефа Геббельса, 1938 г.", "Обложка розыскного дела МГБ СССР на Адольфа Гитлера" (было и такое!). Есть в книге планы и схемы расположения объектов в гитлеровских "логовах", впрочем, наибольшее внимание уделено все же ставкам в Восточной Пруссии и под Винницей.

 Книга была написана до выхода фильма Сокурова "Молох". Однако автор был одним из редких зрителей ПЕРВОГО девятиминутного фильма Сокурова на эту тему "Соната для Гитлера". И судя по всему сокуровский взгляд на Гитлера как на человека, который, как и все, писает, какает, слушает музыку и рисует картины, ему во многом близок. Тем страшнее выглядит апофеоз паранойи в отдельно взятом человеке — по прошествии лет фигура Гитлера приобретает скорее трагические, нежели мифо-демонические черты.

 

 Эта опасная тенденция «искать в тиранах хорошее» вместо того, чтобы простить всех. Кого можно простить и забыть о злодействах, не забывая уроков набирает вес в современном обществе.

 

 Понятно, что Латвия, до сих пор любуется суверинитетом, наслаждаясь свободой от СССР и возможностью открыто высказывать альтернативные российским взгляды на ход истории.

 

 Однако пристальное рассматривание личности Гитлера и заигрывание с мыслью о том, что можно вычленить и взять то положительное, что есть, могут завести дальше, чем кажется.

 

 И первые отвратительные проявления российского фашизма - наглядное тому доказательство.

 

 Так же как гений и злодейство – вещи несовместные, несовместны мировое зло и компромисс в его восприятии.

 

 Елена Киселева

 «ПРАВДА.Ру»

'DELFI'

 "Комсомольская правда":

 'Владимир Стеклов перенял у Гитлера мимику и жесты'

Поиск материалов на эту тему в проекте "Яндекс.Новости":

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *