Великий ученик природы Леонардо Да Винчи

С 13 августа в Москве столичной публике представлены изобретения Леонардо да Винчи. В Дарвиновском музее открылась выставка «Великий ученик опыта», посвященная 550-летию со дня рождения великого художника и ученого.

 

 "Я хочу сделать чудо," - написал в своих заметках молодой Леонардо да Винчи. Понял ли он спустя много лет, что его желание осуществилось?

 

 "Тот не является гармоничным, кто не имеет равного острого интереса ко всем вещам в пределах границы картины", - продолжал он в своих записках. Леонардо определенно имел интерес "ко всем вещам". Биология, анатомия, ботаника и инженерное искусство являлись частью его картин. Когда Леонардо писал человека, склонившегося в поклоне, он детально выписывал каждый мускул.

 

 Чтобы правильно изобразить мельчайшую деталь, необходимо знать и понимать человеческое тело, - считал художник. Чтобы правильно написать поднявшуюся на дыбы лошадь, необходимо знание анатомии лошади. Здания на его работах даже на заднем плане выглядят изящно благодаря точным архитектурным прорисовкам, что показывает глубокие познания Леонардо в области архитектуры и инженерного искусства. Для Леонардо набросок будущей картины уже являлся упражнением в науке так же, как и в искусстве.

 

 Одним из величайших вкладов Леонардо в науку явилось изучение человеческой анатомии. Художник решил понять жизнь и секреты человеческого тела. Его не напугало негативное отношение Церкви к анатомическому изучению трупа: более тридцати тел он рассматривал благодаря методу резекции (то есть рассечения).

 

 В результате он смог сделать модель человеческого сердца, глаза и мозга. Скрупулезные записи его исследований показали, что знания художника эпохи возрождения о человеческом теле (положение пуповины эмбриона, зарисованного Леонардо, удивительно правильное!) намного опережали время. Он был одним из первых, кто изобразил конечности и туловище с органами в сечении, давая название индивидуальных частей. Этим методом пользуются и сегодня. Он уделял особое внимание глазному яблоку и понял то, что сейчас известно как основные принципы оптики.

 

 Другой, не меньший, интерес Леонардо - непостижимые полеты. Его записи "О полетах птиц" стали результатом изучения птиц и летучих мышей. Он проводил много времени, пытаясь изобрести способ полета человека как птицы.

 

 Правда, крылья, с помощью которых человек смог бы подняться в воздух, да Винчи создать так и не удалось. Он брал за основу маховые мягкие крылья, вместо жесткой конструкции современных самолетов, к тому же он не имел современных источников энергии.

 

 Зато доказал, что самостоятельно человеку взлететь не удастся. Изобретатель специально вскрыл птицу, чтобы посмотреть «летательные» мышцы. И с огорчением признал: рожденный ходить летать не может - птицы, в отличие от человека, на 70% состоят из необходимых мускулов.

 

 Его чертежи ясно свидетельствуют, что Леонардо уже задумывался о планере. Если бы он занимался этими проектами более кропотливо, возможно, ему и удалось бы поднять человека в воздух. Сохранились и его чертежи для геликоптера и парашюта, задуманные за сотни лет до их конструкции.

 

 Экспозиция, представленная в Дарвиновском музее, составлена из научных трудов известного итальянца. Представлены инженерные наброски металлургических печей, ткацких станков, проектированные им прообразы современных подводных лодок и танков, конструкции летательных аппаратов.

 

 Наталья Микора

 "ПРАВДА.Ру"

'Леонардо да Винчи'

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *