КИНО ОТ «ПРАВДЫ.РУ» ПО СУББОТАМ - 13 июля 2002 г.

Почему-то когда долго стоит жара, мир делается отвратительно пошлым. Потные люди беспрестанно пьют что-то из пластиковых бутылок, обнажаются до неприличия и липнут друг к другу при малейшем соприкосновении тел.

 

 Спрятаться от пошлости можно на необитаемом острове, а если его нет – плотно закрыть жалюзи от палящих лучей, плеснуть в стакан Божоле – ничего крепче пить просто невозможно и поставить кассету с Бергманом.

 

 И смотреть восхитительный фильм, один из лучших этого мастера. Жизнь, из которой режиссер изгнал пошлость, дистиллированная, утонченная, прохладная и сухая, внутренне страстная, внешне – надменно аристократичная.

 

 Магия лица любимой актрисы Бергмана Лив Ульман – на пределе, ее взгляд, движение губ, взмах ресниц говорит лучше подробной мизансцены с диалогами.

 

 Прохладная волна потока времени, уносящего семью, делает неважным сюжет. Смена кадров завораживает – у Бергмана мизансценирование разбито во времени, он словно накладывает фигуру мелькнувшего кадра на фигуру кадра будущего. Яркие, осмысленные сочные краски расставляют акценты. Фильм окрашен в черное, красное, белое и цвета слоновой кости – крупные планы бесстрастных нордических лиц, холодная голубизна глаз лепят цветовой ряд фильма как нечто самостоятельное.

 Точеные фигуры актрис, нерв. Утонченность и выморочность аристократизма полностью утоляют жажду эстетических переживаний в апогее июля.

 

 Впрочем, Бергмана надо переживать на уровне ощущений, в час, когда солнце клонится к горизонту и небо полыхает закатом, нужно развеяться и выбрать кино, которое отвлечет от философских переживаний и мрачных мыслей, рождающихся от перегрева.

 Кондиционер, кофе, в кофе – по желанию – мороженого, коньяку, кто что любит и – смотреть экранизацию Жапризо «Дама в автомобиле» эстонского режиссера П. Урбла.

 Детективы Жапризо – особая песня. Это почти фантастический мир с особыми условиями существования, углубляясь в прочтение, входишь в мир и собственные вешки нормальности уже не указывают разуму путь.

 Реальность нереальная до сумасшествия, на поверку оказывающаяся самой грубой реальностью – вот суть интриги Жапризо. Приз в гонке за истиной – сохраненный рассудок героини.

 

 Похоже, что она проживает жизнь по второму разу – все помнят первый раз кроме нее. Но в этой жизни было убийство! Умная, холодная женщина решительно балансирует между безумием и виселицей, чтобы разрубить узел.

 Жертва, предполагаемая убийца и детектив в одном лице – структура сложная даже для Жапризо – смотреть, раскручивается композиционная структура сценария – одно удовольствие.

 

 А чтобы дети не ныли – обещайте сюрприз – такого они точно не видели – В. Грамматиков – «Сказка о купеческой дочери и таинственном цветке ».

 Добрый, красивый, талантливый фильм по мотивам «Аленького цветочка». Такого наши бедные дети. Взрощенные на «Человеке-пауке» и покемонах по телевизору точно не видели. Разинут рот от восторга.

 

 

 Елена Киселева

 «ПРАВДА.Ру»

Приобрести фильмы можно здесь clas.ru

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить