ГМИИ имени Пушкина – 90

90 лет назад в Москве открылся Музей изящных искусств имени императора Александра Ш, нынче известный как Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина , или ГМИИ.

 

 Для Ивана Владимировича Цветаева (отца Марины Цветаевой) создание музея стало делом всей жизни и, может, даже было бы справедливо, чтобы музей изобразительных искусств носил именно его имя. Дочь Анастасия так описывала период жизни отца незадолго до открытия музея: "Папа держался только крепостью духа, непостижимым упорством радостного служения делу, высоким счастьем близившегося исполнения непомерного своего замысла и труда, светлой верой в великое назначение Музея, в просвещение грядущих поколений России".

 

 Иван Цветаев стал профессором Московского университета в 29 лет. Он защитил диссертацию на латинском языке о древнеиталийском народе осках: работал во всех музеях Италии, записывая, списывая, сличая, расшифровывая и толкуя древние письмена, что впоследствии принесло ему европейскую известность. Иван Владимирович был первым в России специалистом по италийским языкам и латинской эпиграфике, автором "Сборника оскских надписей" и монографии "Италийские надписи". Также Цветаев издавал статьи по археологии, по истории римского быта, принимал участие в археологических съездах. Изучение классической филологии, памятников древности и музеев Европы пробудило в нем интерес к истории искусства. С октября 1882 года он стал временным хранителем Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета, в котором к этому времени находилось 15 гипсовых слепков с античных статуй и была небольшая библиотека.

 

 Коллекции Кабинета пополнялись за счет частных пожертвований, поэтому состав их был достаточно случайным, поэтому Цветаев просил Совет факультета назначить "комиссию для осуществления плана систематического пополнения". В то же время у него родилась идея превратить Кабинет в настоящий музей, в котором были бы представлены слепки работ лучших мастеров Европы в помощь студентам, которые не имеют средств отправляться за границу и изучать в подлинниках скульптуру и архитектуру. 24 апреля 1894 года Иван Владимирович выступил с речью о создании музея на 1-м съезде русских художников и любителей художеств, созванном по случаю дарования Москве картинной галереи Третьяковых.

 

 Мало кто верил, что из этой затеи что-то получится, ведь финансировать строительство университету было не по карману. И тогда Иван Владимирович обратился к общественности, к благотворителям. В комитет по созданию музея вошли представители аристократии, купечества, художники Поленов, Васнецов. Однако главным меценатом стал известный промышленник Юрий Степанович Нечаев-Мальцев. Цветаев увлек его идеей и в течение многих лет почти ежедневно писал ему письма,своего рода отчеты о каждом шаге проделанной работы. В свою очередь правительство выделило для музея площадь бывшего Колымажного двора.

 

 В быту уступчивый и нетребовательный, Иван Владимирович проявлял неимоверную настойчивость в преодолении препятствий на пути воплощения замысла. Многие экспонаты будущего музея были пожертвованы или принесены в дар. Сам Цветаев, часто выезжая за границу, посещал различные музеи Европы, подробно осматривая "скульптурный материал" каждого, собирал сведения о путях приобретения скульптур редких и труднодоступных (слепки), знакомился с приемами наилучшего сохранения памятников ваяния от порчи и разрушения, с системами наиболее целесообразного размещения коллекций по залам.

 

 И 31 мая (по старому стилю) 1912 года состоялось открытие Музея изящных искусств. Подвижничество Цветаева было высоко оценено Николаем II – Иван Владимирович получил звезду Белого Орла. После воплощения своей мечты Цветаев прожил чуть больше года. На 40-й день после его смерти скончался и Нечаев-Мальцев.

 

 В истории музея, по сути, отразилась история страны. Так, после Второй Мировой войны в запасниках ГМИИ осели "трофеи", лишь недавно ставшие достоянием гласности, подобно "Золоту Трои" из коллекции Генриха Шлимана. До 1955 года здесь хранились шедевры Дрезденской картинной галереи - их показали в Москве перед тем, как вернуть Германии. Новый этап в жизни ГМИИ начался в 1970-х с созданием новой экспозиции: достойное место в ней заняли "опасные" импрессионисты - собрание их работ в Москве теперь служит предметом гордости ГМИИ и зависти зарубежных коллег. Именно в залах музея многие впервые увидели полотна Франческо Гойи и Сальвадора Дали, Поля Сезанна, Генри Мура и Клода Моне. В начале 80-х выставка "Москва - Париж" после долгого забвения вернула Кандинского, Шагала, Малевича и других титанов авангарда.

 

 В структуру ГМИИ с 1985 года входит Музей личных коллекций, построенный на основе даров российских собирателей. Не так давно открыта Мемориальная квартира Святослава Рихтера. Знаменит фестиваль искусств "Декабрьские вечера", который проводится в музее.

 

 Организованный в 1979 году по инициативе Рихтера, теперь он носит имя великого пианиста. Немало ученых начинали в Клубе юных искусствоведов при ГМИИ, а, уже став профессионалами, выступали на проводимых в музее научных конференциях.

 

 Сегодня, 13 июня, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина распахнет свои двери для всех поклонников искусства.

 

  Роман Соколов

 "ПРАВДА.Ру"

РИА 'Новости'

  'Русский антиквариат'

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить