Выставка шедевров фламандской живописи из собрания князей Лихтенштейнских в Москве

Фламандский ренессанс захватил Москву

Корреспондент Pravda.Ru побывал в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина на выставке шедевров фламандской живописи из собрания князей Лихтенштейнских. Выставка стала одним из знаковых событий в культурной жизни столицы и РФ в целом. Почему же искусство Северного Возрождения остается все таким же популярным и в наши дни?

Коллекция произведений живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, собранная за несколько веков семейством князей Лихтенштейнских (их династия возникла в XII веке, и ее "действующими" представителями являются князь Ханс Адам II и его сыновья Алоис, Максимилиан и Константин), по праву считается одним из лучших мировых частных собраний в области искусства и оценивается в несколько миллиардов долларов.

В нее входят самые известные произведения выдающихся фламандских живописцев XVII века, таких как представители так называемого Северного Возрождения Питер Пауль Рубенс, Антонис ван Дейк и Жак (Якоб) Йорданс. Сейчас коллекция постоянно экспонируется в Вене и Эвиане. В экспозиции ГМИИ представлено 55 полотен, созданных знаменитыми художниками.

Читайте также: "Виноваты звезды" — ода подростковой любви

Российская публика, конечно, прежде всего идет "на Рубенса", так как из всех "фламандцев" это имя наиболее хорошо знакомо нашим соотечественникам — кто не слышал, скажем, о "рубенсовских женщинах", ведь данный художественный типаж дает надежду на счастье всем дамам, чьи габариты превышают установленные современной эпохой стандарты… В состав экспозиции вошли 19 произведений великого живописца, относящихся к разным периодам его творческой деятельности и к различных жанрам. Это в первую очередь портреты, а также религиозные и мифологические сюжеты.

Среди них, в частности, такие всемирно известные шедевры, как "Портрет Клары Серены, дочери художника" и "Нахождение младенца Эрихтония". А известное рубенсовское полотно "Марс и Рея Сильвия" экспонируется одновременно с эскизом к этой картине и вытканной по ней шпалерой, что позволяло проследить развитие авторского замысла "по восходящей".

Творчество ван Дейка, который считается мастером портретной живописи, представлено десятью полотнами. Наиболее известное из них — "Портрет Марии де Тассис".

Читайте также: Алтайская принцесса оказалась европейкой

В творениях Жака (Якоба) Йорданса сквозят красота и многообразие окружающего мира. Еще один "участник" экспозиции — Франс Снайдерс, творчество которого относят к анималистическому жанру. Его написанные в динамической манере полотна послужили эталонами для западноевропейских анималистов XVII-XVIII веков. Взять хотя бы представленную в упомянутой экспозиции картину "Дары моря", написанную в соавторстве с Йордансом.

Посетителей, безусловно, привлекает и живопись братьев Брейгелей, полотна которых являются гордостью западных коллекций живописи. Так, в "Пейзаже с Товием и ангелом" кисти Яна Брейгеля Старшего ("Бархатного") органично и с потрясающим художественным изяществом сплетены природная стихия и божественно-человеческое начало… "Перепись в Вифлееме" Питера Брейгеля Младшего ("Адского"), в свою очередь, представляет собой "ремейк" одноименного полотна кисти его знаменитого отца, знаменитого Питера Брейгеля Старшего ("Мужицкого").

Читайте также: Кто победит — классика или cеребренниковы?

Особенность искусства эпохи Ренессанса в том, что во главу угла оно ставит человеческую личность. Даже в живописи на религиозную тематику наблюдается отход от догматических традиций: художники Возрождения, как раннего, так и позднего, к которому относятся упомянутые фламандские живописцы, являют нам прежде всего человеческую ипостась библейских персонажей. На картины хочется смотреть еще и еще: перед нами не привычные плоские одномерные изображения, пусть и мастерски выполненные талантливыми творцами, а совершенно реальные, трехмерные, объемные образы живых людей!

Как авторам полотен удавалось этого добиться? Возможно, им были известны чисто технические секреты, не дающие краскам тускнеть со временем и позволяющие им столетиями оставаться такими же яркими… Но этого явно недостаточно. Скорее всего, дело в самой манере письма: ни одно из последующих течений в живописи не было столь свободным и лишенным жанровых условностей, наполненным такой безграничной любовью к человеку…

Может быть, именно поэтому и сейчас, целых пять столетий спустя, Возрождение остается для нас уникальным явлением в культуре и пока еще недосягаемым образцом для подражания…

Автор Ирина Шлионская
Ирина Шлионская — автор Правды.Ру
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить