Кино от «ПРАВДЫ.Ру» по субботам - 12 октября 2002 г.

При такой кошмарной погоде, как стоит сейчас в средней полосе России кино лучше смотрится медленное и тягучее, которое тянется в унисон с сигаретой и маленькими глотками вина или пива.

 

 А в унисон ветру, приносящему на стекло мокрые листья, тяжкий, мрачный немецкий кинематограф. С такой погодой хорошо гармонирует киноязык великого режиссера Фасбиндера, со смертью которого кончилось время Нового немецкого кино.

 

 Райнер Вернер Фасбиндер (1946-1982), непримиримый "enfant terrible" нового немецкого кино (New German Cinema), был самым смелым, оригинальным и плодовитым режиссером европейского кинематографа 1970-х годов. Он умер в возрасте 36 лет от передозировки смеси кокаина, снотворных таблеток и алкоголя, оставив в наследство 41 фильм, снятые менее чем за 13 лет творческой карьеры. Его смерть потрясла киносообщество, ведь это было не угасание заходящей звезды, а внезапная кончина художника в расцвете его творческой жизни. Так Фасбиндер покинул мир, который едва успевал за огромностью его таланта.

 

 Райнер Вернер Фасбиндер родился 31 мая 1946 года в маленьком баварском городке Бад Вюрисхофен. Его отец был врачом, а мать Лизелотт - переводчицей. Впоследствии она снялась в нескольких фильмах своего сына под девичьей фамилией Пемпайт. Фасбиндер учился в школе Рудольфа Штайнера в Аугсбурге и Мюнхене, но так и не закончил ее.

 

 Провалившись при поступлении в Берлинский Институт Режиссуры, он переехал в Мюнхен и открыл театральное общество - здесь он начал писать сценарии, ставить пьесы и даже играть в них. В труппу вошли многие актеры (Ханна Шигулла, Улли Ломмель, Курт Рааб и Гарри Бер), которые впоследствии часто снимались в его фильмах. Вскоре он начал снимать кино по заказу немецкого телевидения. Лента "Любовь холоднее смерти" стала его дебютом в мире кинематографа.

 

 По мере развития как режиссера и писателя (он был автором большинства сценариев к своим фильмам), изменялась стилистика и тематика его кино. Его ранние фильмы были статичными и реалистичными драмами с элементами актерской импровизации. В мелодраме "Горькие слезы Петры фон Кант" начала проявляться чувственность, хотя и здесь режиссер не избежал сильной стилизации. Позднее, в "Эффи Брист" он продемонстрировал, что может снимать и элегантные достоверные экранизации; а в последних работах Фасбиндер попытался стать своеобразным "Голливудом-на-Дунае" - кинофабрикой с раздутым бюджетом. Но, несмотря на разницу стилей, его выбор персонажей оставался неизменным: ими были не традиционные герои или великие любовники, а жертвы и неудачники - бедняги, прижатые к земле гнетом экономической системы, чувствующие себя чужими в мире обманчивого процветания и "экономического чуда" послевоенной Германии, мучимые отчаянием и воспоминаниями о любви, которой больше нет, и преданные своими близкими.

 

 «Торговец круглый год» - первый получивший широкое признание фильм Фасбиндера рассказывает о жизненной борьбе Ганса: прирожденный неудачник, от которого отказалась его буржуазная семья, брошенный "единственной настоящей любовью", женившийся на неверной жене, обманутый друзьями, ему приходится торговать вразнос фруктами для поддержания жалкого существования. Великолепная смесь черного юмора, мелодрамы и сатиры. Ганс кончает самоубийством, напившись досмерти за обеденным столом, на глазах у пораженной семьи.

 

 Первый фильм режиссера, после которого приходит признание – это всегда один из лучших фильмов вообще. Творческое кредо художника, которое он не расплескал, не заболтал, концентрированное и рафинированное выношенное годами и наконец сказанное со всей силой таланта.

 

 «Торговец круглый год» - немецкий вариант культурного мифа под комополитичным названием «маленький человек».

 

 С немецкой жесткостью Фасбиндер показывает действительно убогую жизнь маленького человека и предлагает не разглядеть в нем нечто достойное, как это происходит в русском культурном мифе, а предлагает принять маленького человека таким, как он есть, и найти в себе гуманизм для этого восприятия. Герои фильма его не находят. Но и их Фасбиндер принимает такими, каковы они есть, действуя по правилам придуманной им игры.

 

 Смотреть Фасбиндера тяжело. Но обязательно надо. Потому что фильмы его полны жесткой правды о человеке, правды о его нежности, беззащитности перед злом и просто красивы, как красив всякий шедевр.

 

  Елена Киселева

 «ПРАВДА.Ру»

'Gay.ru'

 "Комсомольская правда":

  'А журавли все летят... '

Поиск материалов на эту тему в проекте "Яндекс.Новости":

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить