Автор Правда.Ру

КЛУБ ОДИНОКИХ СЕРДЕЦ СЕРЖАНТА ПЕТРОВИЧА» ВЕДУЩИЙ ВЛАДИМИР ПРЕСНЯКОВ-СТАРШИЙ

Тема сегодняшнего заседания «Блеск и «нищета» русского рок-н-ролла»

 

 Гость клуба музыкант и музыкальный журналист Кирилл Немоляев

 

 В.П.- Поводом для сегодняшнего разговора о бедственном положении русского рок-н-ролла послужила статья Олега Бочарова в августовском номере журнала “PLAY”, которая называется «Уездный город «Энд». В ней он рисует картину совершенно безрадостную: « Источником стыда являются те российские коллективы, которых организаторы умудряются выпускать «на разогрев». Согласитесь, что позор, испытанный русскими футбольными фэнами от провала сборной в Японии, не идет ни в какое сравнение с национальным позором, когда десятки тысяч людей вынуждены были сравнивать на одной сцене “Rolling Stones” и… с позволения сказать «Сплин». И ведь одного позора нам русским мало. Надо еще полюбоваться на Marilyn Manson с Total…Но ведь наши ребята не могут противостоять и третьесортным «недозвездам».

 

 К.Н.- Традиция выпускать «на разогрев» существует достаточно давно. В 1988 году в Олимпийском выступал Юрай Хип. На разогрев пустили «Землян», тогда они находились в стадии «полураспада». Когда-то я слушал их, и мне очень нравилась и «Трава у дома» и «Каскадеры», но тогда это была чудовищная антиреклама.

 

 В.П.- Я приведу еще цитату, объясняющую причину такого невыгодного сравнения: « Такие «чемпионаты» наиболее ярко демонстрируют кризис русского рока. Хотя слово «кризис» здесь неуместно: кризис – это резкое ухудшение нормального положения дел. У нас же этого нормального положения не было никогда. Да и слово «рок» здесь тоже не к месту. Вы же не объединяете китайский фарфор и урюпинский унитаз в одну категорию «керамические изделия». Так что не будем мешать западный “rock” c русским …э нет, даже не “roll”. В лучшем случае – “and”. Так почему же наши группы не идут ни в какое сравнение с западными? Автор статьи и на это дает ответ: «Джимми Хэтфтлд, известный всей планете как мультимиллионер, по совместительству поющий в группе Metallica, прошел многомесячные курсы пения уже после того, как продал десятки миллионов копий своих альбомов. Он не хотел останавливаться на достигнутом – он понимал, что нет предела совершенству, и Metallica должны звучать все лучше и лучше. The Beatles в период расцвета карьеры решили получить консерваторское образование.

 

 А что наши?.. Земфира и «Мумий Тролль» могут сколько угодно миллионами продавать свои записи, но на цене они кошмарны. Они режут слух без ножа – одними только нестыковками ритм-секций. А зачем им это? Они знают. Что заработают очередную сотню тысяч долларов вне зависимости от того, будут ли всю ночь пьянствовать или репетировать. Да и на репетициях они думают не о том, как сыграть лучше, а как сыграть вообще. Стимула-то нет. Никто из журналистов за всю историю Земфиры не осмелился сказать ее группе: «Вы играете дерьмово».

 

 К.Н.- Рок всегда отличался от попсы тем, что музыканты никогда не выступали под фонограмму. Сейчас русский рок так сблизился с попсой, что, по сути, они уже превратились в единую массу. А если попсу всегда было лучше слушать в записи, то это же сейчас можно смело отнести и к року, и к Земфире.

 

 Так было не всегда. Если вернуться к 80-м годам, когда рок был под запретом, это был андеграунд, но он был настоящим, а те, кто его играли, делали это, как могли, не думая при этом о зарабатывании денег.

 

 Та же музыка, которая считалась официальной, была очень высокого уровня.

 

 В.П.- Еще одну причину столь бедственного положения русского рока автор видит в отсутствии конкуренции: «Выбирать не из кого… 90% всего, что пробивается на радиостанции и в чарты продаж, - группы дворового уровня, не способные написать более одной интересной песни, да и та частенько оказывается содранной с западного аналога (тут все вспомнили Машу с «Медведями»). Проблема не просто в том, что у нас мало хороших групп. У нас мало даже плохих команд! В Великобритании и США рок-группы исчисляются десятками тысяч».

 

 В истинности этих слов сомневаться не приходится. Достаточно вспомнить то, что ни одна из отечественных рок-групп не смогла побиться на западе. Об этом автор тоже вспоминает: «С началом перестройки в Россию, распихивая друг друга локтями, ломанулись сотни импортных менеджеров и продюсеров. С одной целью – найти здесь рок- дарования и раскрутить их на весь мир, ибо на волне всеобщего интереса к России можно было заработать миллиарды. И такой облом – они не нашли никого. А ведь как искали… Только три группы выпустили свои альбомы…

 

 К.Н. – «Парк Горького», Б.Г….

 

 В.П.- …и «Круиз». Не лучше обстоят дела и с радиостанциями. «На всю Москву лишь одна «рок-радиостанция», которая крутит десять одинаковых песен в течение получаса». Еще одна причина отсталости нашего рока в том, что «наши «энд – музыканты» (а особенно жадные «энд-продюсеры») стремятся издать все, что рождается в их головах. Отсюда скверное качество любого альбома». Еще одно больное место – это лирика. «Все цивилизованное человечество пишет музыку очень просто. Оно пишет МУЗЫКУ. А затем аккуратно и неторопливо придумывает под нее стихи. Это не буржуи придумали. Так работало большинство советских музыкантов, композиторов и просто ВИА. Но русский «энд» пошел другим путем. «Поэт в России больше, чем поэт»,- этот лозунг стал жизненным кредо наших «энд»- идолов. Под злободневные стишки подгонялись беззлобные ритмы, и вот результат – «Алиса», «ДДТ», «Аквариум», «Кино», «Наутилус» накалываются на острие русской рок-революции».

 

 К.Н - Когда-то рок был не стилем в музыке, а стилем жизни, протестом. Современный рокер тоже протестует, прекрасно чувствуя конъюнктуру, это и есть его хлеб. Тогда же это были эмоции… Однажды, когда я был на домашнем концерте Б.Г. , нас всех забрали в милицию, а меня, учившегося тогда в хореографическом училище, долго таскали по начальству. А буквально следом по телевизору показали музыкальный ринг с Аквариумом». После чего я ходил очень гордый: «Вот видите!» Тогда рок нас объединял, мы были, как одна семья…

 

 Л.С.- И считали себя избранными?

 

 К.Н.- В какой-то степени, да.

 

 Л.С.- Что особенно запомнилось из того времени?

 

 К.Н.- Двадцать лет назад попал на концерт группы «Круиз», они играли совершенно в разных жанрах, в дальнейшем они стали явно тяготеть к металлу.

 

 В.П.- «Круиз» работал очень серьезно. Они написали песню «Послушай, человек» там был рассказ от лица дерева, которое рубят. Вроде бы про экологию, а на самом деле все гораздо глубже.

 

 К.Н.- Самобытной, раньше любили употреблять это слово, можно было назвать группу «Домино».

 

 В.П.- Жаль, их всех вытеснили «говнорокеры»…

 

 К.Н.- Если говорить о других сильных группах, наибольший успех был у «Автографа». Они играли арт-рок и были ни на кого не похожи, их тоже можно было назвать самобытными. Они играли круто и стали очень известны особенно после фестиваля «Тбилиси-80». Тогда же слушал «Аквариум» и «Машину времени».

 

 В.П.- К ним и к «Воскресенью» отношусь с большим уважением.

 

 К.Н.- С «Машиной» у меня был связан забавный случай. С Владимиром Тарасовым, сейчас мы вместе с ним работаем над сценарием «Бешеных бабок», мы пришли на юбилей «Машины времени». Владимир маленького роста, в очках обратился к Макаревичу из зала: «Я прошу, сделайте плов!» Вот такое отношение.

 

 Л.С.- Так есть ли просвет? Или дело гиблое?

 

 К.Н.- Слишком много «говнорокеров» и публики, для которой главное о чем поют, а не как играют. Раньше была четкая грань между роком и попсой, любители рока никогда не слушали попсу и наоборот. Многие из тех артистов, кто зарабатывают деньги на попсе, любят хороший зарубежный рок, например, Алена Апина.

 

 В.П.- Меня часто поражают вкусы поп певцов. В качестве любимых исполнителей называют Стинга, Филла Коллинза.

 

 Л.С.- Что может помочь «опопсовевшим» рокерам-бизнесменам?

 

 К.Н. -Думаю, что их нужно просто раскулачить. Все отобрать и передать…скажем, детским домам, а сам рок запретить. Будет интересно посмотреть, смогут ли Кинчев, «Чайф», Б.Г., Шевчук стать такими, как в начале 80-х, когда был взрыв рок-культуры.

 

 Л.С. - Может быть, лучше найти другую форму андеграунда. Не все же у нас разрешено?

 

 К.Н.- К андеграунду можно отнести все чаще появляющиеся в песенных текстах матерные выражения.

 

 Л.С.- Это вы про «Ленинград»?

 

 К.Н.- Н-е-ет! Это я про Лаэртского.

 

 Л.С.- Владимир Петрович, а сами вы как относитесь к мату?

 

 В.П.- Я предпочитаю, когда матерное слово не поизносится, а угадывается, а вместо него стоит другое.

 

 Л.С. Мы еще долго говорили с музыкантами о музыке и русском мате. Думаю, что в следующий раз Владимир Петрович пригласит не менее интересного собеседника.

 

 В.П.- А те, кто хочет поближе познакомиться с очень интересным музыкантом и человеком Кириллом Немоляевым, могут зайти на его сайт www.nem.ru или «поймать» его на частоте 102,5 FM, где на Открытом радио для любителей экстремального ретро с 22 до 23 часов он ведет передачу «Дым под водой».

 

 Мы же с вами встретимся здесь же ровно через неделю.

 

  Записала Лариса Суетенко

 «ПРАВДА.Ру»

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+...

Комментарии
Турция купит у США больше сотни истребителей F-35
Украина "создала" автокефальную церковь. Что дальше?
Петр Порошенко сбежал с дебатов в Европарламенте
Украина "создала" автокефальную церковь. Что дальше?
Украина "создала" автокефальную церковь. Что дальше?
Украина "создала" автокефальную церковь. Что дальше?
Украина "создала" автокефальную церковь. Что дальше?
Украина "создала" автокефальную церковь. Что дальше?
Петр Порошенко сбежал с дебатов в Европарламенте
Западные СМИ сравнили российский Ил-112В с украинским Ан-140
Петр Порошенко сбежал с дебатов в Европарламенте
Fox News: главной угрозой для США является Китай, а не Россия
Петр Порошенко сбежал с дебатов в Европарламенте
Путин осудил запреты рэп-концертов в стране
Путин осудил запреты рэп-концертов в стране
Украина "создала" автокефальную церковь. Что дальше?
Турция купит у США больше сотни истребителей F-35
Турция купит у США больше сотни истребителей F-35
Турция купит у США больше сотни истребителей F-35
Петр Порошенко сбежал с дебатов в Европарламенте
Петр Порошенко сбежал с дебатов в Европарламенте