Реформа в московском Театре имени М. Н. Ермоловой

Переполох в "театре старой дамы"

Исполнился год с тех пор, как худруком и директором Театра имени М. Н. Ермоловой стал народный артист России Олег Меньшиков. Он сменил прежнего руководителя, народного артиста Владимира Андреева, который находился на посту главного режиссера театра (с небольшим перерывом) 40 лет. Смена руководителя театра произошла, как ни странно, безболезненно.

Во всяком случае, на первый взгляд. Не так шумно и скандально, как в других местах, например, в Театре на Таганке или в театре имени Гоголя. Во многом такая спокойная и корректная смена руководителя произошла благодаря личности Владимира Андреева. Для театральной Москвы Театр имени Ермоловой давно уже стал "театром Андреева". Ведь сейчас мало кто помнит, что была такая Мария Ермолова, полвека блиставшая на московской сцене, ставшая первой народной артисткой Советской России. Для большинства она просто… некая "старая дама". Кстати, в Лондоне есть театр "Олд Вик", то есть "Старая Вика", и у нас тоже что-то в этом духе…

Андреев все-таки многим памятен. Этот актер запомнился зрителям старшего поколения как "негодяй, бросивший ребенка" в фильме 1956 года "Человек родился". Вот уж персонаж, далекий от характера самого актера. Скорее уж он Царь Салтан из фильма 1966 года по сказке Пушкина. Не мудрено, что, сыграв царя, он вскоре стал маститым театральным деятелем. В первую половину его руководства театром там случались очень интересные, актуальные для своего времени премьеры. Но в последние лет пятнадцать, а то и двадцать про театр было слышно все меньше.

Однако репутация Владимира Андреева от этого нисколько не ухудшилась, он был и остался совершенно безупречным человеком. Живое воплощение Калифа Аиста — еще одна из ролей, в которых он запомнился широкой публике как актер. Чинный, благородный театр с хорошим человеком во главе. Де еще жена у него очаровательная, неувядающая Наталья Селезнева, о которой никто никогда полслова плохого не сказал. А вокруг: скандалы, разрывы, страсти кипят.

Читайте также: Александр Ширвиндт: Театр - это святое

Невольно вспоминается актерский анекдот про то, как некая "звезда" в очередной раз опоздала, напилась, вдрызг со всеми переругалась, переврала текст. Доброхоты шепчут режиссеру: "Чего вы терпите, замените кем-нибудь!" На что режиссер отвечает: "Можно заменить. Вот моя тетя никогда ни с кем не ругается, никуда не опаздывает, не пьет и не курит и печет вкусные пирожки. Но, вот беда, зрители не пойдут смотреть на мою тетю! Им подавай этого нахала!"

Олег Меньшиков, по мнению Владимира Андреева, неплохо подходил на роль нового художественного руководителя. Поэтому Владимир Алексеевич самолично пригласил его в преемники. Во-первых, он, как та тетя из анекдота, "не пьет, не курит, не опаздывает и не устраивает скандалов" — ни в чем таком не замечен. А во-вторых, показал себя не только как хороший артист, но и как энергичный организатор. Деятельный человек, чуть ли не Остап Бендер, которого он сыграл в телесериале. И Бендер, и доктор Живаго в одном лице. Кроме того, Меньшиков — выходец из Театра Ермоловой.

После того как он вернулся в родные стены, и проработал там год, в театр, по его словам, стал возвращаться зритель. Продажи билетов увеличились на 200 процентов.

"Репертуарный театр в той форме, в которой он существовал в последнее время, существовать уже не может, — считает Олег Евгеньевич. — Потому, что это немножечко напоминало "богадельню". Люди должны работать и получать хорошие деньги".

Он намеревается создать театр-клуб высочайшего уровня, из тех, что были и есть в старой доброй Англии. В перспективе все здание по Тверской 5, в котором располагается театр, должно быть ему передано. Появится Театральный центр, в котором разместятся несколько залов, театральная школа и библиотека. Есть договоренность с мэром Москвы Сергеем Собяниным на этот счет.

Читайте также: Гошу Куценко назначат руководить "Таганкой"?

Но уже сейчас здесь проходят перформансы, показы моды и всего того, что Меньшиков организовал как театральный продюсер. А самое главное — спектакль "Портрет Дориана Грея", по роману Оскара Уайльда, в котором играют оба художественных руководителей театра, старый и новый, а также молодые актеры. В роли Дориана — Сергей Кемпо. Этот роман некогда был воспринят как пощечина общественному вкусу. И при этом стал очень популярен, экранизирован несколько десятков раз, не счесть числа театральным постановкам.

Олег Меньшиков с помощью режиссера-постановщика Александра Сазонова решил удивить зрителей высокотехнологичными спецэффектами. Точнее даже не "удивить", а воспользоваться ими, поставить их на службу, для более точной передачи авторского замысла. А еще точнее, замыслов, поскольку действие перенесено в наши дни, Дориан, Генри, Безил, а так же Сибила Вейн — не такие как были 120 лет назад.

В ответ на вопрос, о чем его спектакль, молодой режиссер Александр Сазонов напомнил слова Оскара Уайльда о том, что каждый видит в произведении искусства лишь то, что он способен увидеть. Но там есть и эволюция идеального мужчины, и взаимоотношения театрального продюсера с труппой, и рассказ о развращении человека масс-медиа. Все-таки это целый инсценированный роман, а не короткая газетная заметка.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Юрий Енцов
Юрий Енцов — журналист, внештатный автор Правды.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить