Татьяна Догилева: Судьбы у "киношников" сложные

Корреспондент "Правды.Ру" встретился с народной артисткой России Татьяной Догилевой, которая не так давно отметила свой день рождения. Замечательная актриса и режиссер размышляет о сложностях кинематографического мира, отношениях с коллегами и том, как порой сложно держать себя в хорошей физической форме. "Красота — это подвиг", — уверяет актрисса.

Смотрите фоторепортаж: Татьяна Догилева празднует 56-й день рождения

"Мы подружились с Жанной Фриске"

— Татьяна, вы, помнится, участвовали в "Последнем герое". Это был один из самых драматических и интересных выпусков. Тот же самый конфликт между Жанной Фриске и Ираклием Пирцхалавой.

— Жанна была тогда безусловным лидером на проекте. А помимо лидерства, она очаровательная женщина и милый, веселый человек. Абсолютно самоотверженный: то есть она все делала во благо других, понимаете.

А поскольку она уже была большим специалистом — Фриске ведь всего предыдущего "Героя" тогда прошла — она умела и готовить, и находить эту еду. У нее глаз уже был натренирован. То есть мы не видели, а она сразу замечала: кокос. И кричала: кокосы! И бежала за кокосами… Мы с ней подружились на острове.

Однако там сразу было ясно: одна часть работала, добывала, варила, а вторая часть занималась только одним — лезла в камеру. Совершенно оголтелые, маниакальные желания: залезть в кадр и никогда оттуда не вылезать! Что меня, например, коробит — потому что я лишний раз в кадр не полезу. Предпочту вообще встать сбоку от камеры.

— Имеются в виду "звезды" или "герои"? Такая, помнится, там существовала градация?

— Наше "племя", которое назвали "героями", тогда как-то сразу разделилось на "взрослую" и "молодежную" части. Хотя там тоже не все понятно: Жанне Фриске было столько же лет, сколько, скажем, Дане Борисовой. Но Жанна проявила себя настолько разумной и серьезной, что она выглядела намного "старше". А те — вовсю "косили" под девочек и мальчиков. И все они, значит, себя называли молодыми. Хотя многим из них тогда уже "пробил" тридцатник — или было близко к тому!

Деликатесы на скалах

Все-таки, если уж вспоминать "Последнего героя", вернемся к кухне: что самого интересного и самого противного вам пришлось там готовить и есть?

Вы знаете, во время моего пребывания на острове все было прекрасно.

— А червяки?!

— Мы не ели червяков!

— А лягушки ядовитые?

— Нет, тоже не ели! В тот раз с едой не было никаких проблем. Потому что на острове было очень много пищи. К примеру, юкка — сладкий картофель. Он такой немножечко с древесинкой, поэтому его надо было отбивать, вымачивать и долго варить. Мы обычно не выдерживали — съедали полусырым. Потом повадились есть улиток. Морских — которые на скалах. Это оказалось просто безумно вкусно!

Читайте также: "Мой фильм о Сталинграде дискредитировали"

— Устрицы что ли?

— Не устрицы, а настоящие улитки. Их сначала отваривали в соленой воде, вытаскивали ножничками (у нас были ножнички в аптечках), потом тушили с юккой и выдавливали туда дикий лимон, который брали у команды "звезд" (у них на острове он рос). Надо сказать, что это одно из самых вкусных блюд, которое я вообще ела в жизни. До сих пор скучаю по нему и думаю: где бы это поесть?!

— А если собрать наших улиток, в Подмосковье?

— Ползают такие мысли в голове. Но страшновато — на острове-то их уже знали, их уже кто-то ел…

— Вашей дочери скоро 19, а в то время она была подростком-тинейджером. На остров с вами не просилась?

— Еще как — рвалась! Но, конечно, я ее не отправила бы никогда в такие места. Я бы просто сразу умерла от разрыва сердца — видя, как мой ребеночек там плачет, мучается.

Не "Гараж" — но из "совка"

— Поговорим о кино — вернее, давайте вспомним тот самый, бурный съезд Союза кинематографистов, где вы были, скажем так, не самым тихим делегатом.

До этого я давно не присутствовала на съездах СК- после того пятого, жуткого, "революционного", еще в СССР. В начале перестройки — когда сняли Кулиджанова и Бондарчука. Ну, а тот, середины "нулевых", был очень похож…

— На "Гараж" Эльдара Рязанова?

— Не на "Гараж", а на советский пятый съезд: был такой же бурный и с такими же оскорблениями в адрес друг друга. Я ведь с того, пятого съезда сбежала. Не понимала, что происходит — кроме того, что меняется эпоха… И она действительно поменялась, причем именно для СК: если раньше членство в союзе давало какие-то "лакомые кусочки", то теперь и этого нет…

— Как вы думаете, этот Союз вообще нужен нашему кино — или он как старая этажерка на даче: и выбросить жалко, и поставить некуда?

— Безусловно, нужен — старшему поколению. Союз хоть немного, но помогает людям, которые остались без денег, без здоровья, без работы — без всего! А ведь судьбы у кинематографистов часто очень странные, перекрученные. Есть просто оглушающие по своей трагичности истории: если это описать в романе, никто не поверит.

— Что бы вы сделали, если бы вдруг на том съезде вас действительно выбрали в руководство Союза?

— Взяла бы себе занятие, в котором что-то понимаю. Например, как Наташа Гундарева, которая много сил, здоровья и времени отдавала как раз ветеранам кино. Устраивала концерты, выбивала какие-то заказы, спонсорские деньги. Там нередко шла речь о пакете гречки и бутылке масла. Вот на таком уровне. Но спонсорам это часто было глубоко неинтересно, потому что это не освещалось телевидением и тусовками…

Метаморфозы продюсера

Вы, как известно, не только актриса — вы стали еще и режиссировать… За плечами — уже четыре режиссерских работы в театре. Известно, что у вас был серьезный кинопроект, но он не состоялся. Говорят даже о каких-то интригах.

У меня была изумительная группа. В которой все были энтузиастами. За три копейки собирались снять хорошее кино. Я была влюблена в свой проект: двухсерийный телевизионный фильм "Улыбка судьбы".

Но "улыбка" получилась полутрагической: мы провели подготовительный период, и вдруг прямо перед съемками продюсер заявил, что у него финансовые потери — и закрыл проект! Мы пытались его перепродать, я очень много нервов и сил потратила. Отыскала нового продюсера — но старый все-таки не отдал права.

Читайте также: Михаил Шуфутинский: "В семье я — президент"

Любить — не только по-русски

— В театре вы несколько неожиданно поставили пьесу… об американской жизни?

— Да, как режиссер выпустила спектакль "Дама ждет, кларнет играет", где у меня главная роль.

— Пьеса на вашу вечную тему?

— Да, женщины и мужчины. Любовь… Такая мелодраматическая комедия или трагедийная мелодрама. Американская пьеса в переводе московского писателя Михаила Мишина.

— А что, мы и американцы действительно "совпадаем" по понятиям "быт и любовь", "мужчина и женщина"?

— Есть некоторые разночтения, но в основном "совпадаем": поиски своего мужчины, своего счастья, своего места в жизни — это ведь есть везде. А потом, мы все-таки про себя играем, а не про американцев!

И никаких диет!

Вы и сегодня востребованная актриса - вот недавно снялись в детективной кинокомедии "Мексиканский вояж Степаныча", где у вас роль несгибаемого майора внешней разведки России Елены Павловны Шелест … Как, кстати, удается сохранять себя в хорошей форме?

— В последнее время я с огромным уважением стала относиться к актрисам, которые хорошо выглядят — это очень тяжелый труд! Сродни подвигу. Просто уверена: не бывает такого в природе, чтобы ты "сама по себе" просто хорошо выглядела, и все!

— А вот Софи Лорен утверждает: ничего с собой не делаю…

— Не верьте, никогда! Все делают всё. Нет таких женщин, которые не старятся, не грузнеют… Держать вес, например, просто очень тяжело.

— Ну и какая у вас диета ?

— Нет, никакой нет.

— Чего не есть-то?!

— Ничего! Я ведь тоже — то толстею, то худею. Дохожу до определенного уровня — и понимаю, что не влезу в сценический или экранный костюм. И… перестаю есть. Я прошла все диеты — это все временное. Все они основаны, в принципе, на том, что ты мало ешь. И все.

— А спортом занимаетесь?

— Да, иногда находит.

— И все же есть любимые блюда?

— Очень простые. Домашние супчики всякие люблю. И котлетки. Но это, конечно, когда худеть не надо.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Последние новости о болезни Жанны Фриске: Любовь должна победить болезнь

Автор Марина Миславская
Марина Миславская — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить