Энтропия - вариации на тему современной жизни

Новый авторский фильм Марии Саакян "Энтропия", который является сатирической картиной современного российского общества, воспринимают по-разному: можно соглашаться с автором или спорить с ним, хвалить за новаторский подход или порицать за низкую эстетичность. Однако нельзя не признать того, что эта кинокартина никого не оставит равнодушным.

Отечественные фильмы, которые традиционно относят к направлению "арт-хаус", сейчас вызывают куда больший интерес, чем еще, например, три года назад. Автор этих строк помнит ситуацию в марте прошлого года, когда болкбастеры вроде "Август. Восьмого" шли при практически пустых залах, но одновременно на авторский фильм Сергея Лобана "Шапито-шоу" билеты нужно было покупать заранее. Прямо как в советские времена, когда в кинотеатры привозили иностранное кино.

(Энтропия — многозначное понятие. В том числе оно обозначает меру необратимого рассеивания энергии, а также может обозначать меру отклонения реального процесса от идеального. В биологической экологии, энтропия — это единица измерения биологической вариативности. — Ред.).

Причина такой "измены" зрителей мейнстриму весьма проста — режиссеры фильмов этого направления уже который год снимают всего лишь красивые сказки, не имеющие никакого отношения к действительности. Но дело вовсе не в том, что россиянам таковые разонравились, просто, сколько же можно смотреть одно и то же (да и качество их в большинстве случаев ниже, чем аналогичных западных фильмов)! Неудивительно, что зритель уже просто наелся этим по уши и захотел чего-то необычного.

Самое удивительное, что этим необычным как раз оказалось арт-хаусное кино. Режиссеры, придерживающиеся этого направления, либо снимают совсем другие сказки (как, например, Рената Литвинова) или же обычную правду жизни, которая лишь несколько причудливо подана (как вышеупомянтый Сергей Лобан). То есть им действительно есть чем удивить пресышенного стандартными боевиками, комедиями и мелодрамами отечественного зрителя.

Читайте также: Креативные кинотеатры Москвы — выбор редакции

Вот и новый фильм Марии Саакян "Энтропия" тоже весьма необычен. Хотя, начинается все банально. Несколько молодых людей: продюсер Паша (ее играет Ксения Собчак), режиссер-профессионал Гера (Валерия Гай Германика), актриса Маша (Диана Дэлль) и режиссер-любитель Илья (Данила Поляков) приезжают в недостроенный и потому заброшенный загородный дом для того, что бы снять авторское кино. Само собой, нет ни сценария, ни плана съемок, да и вообще ничего — все, по замыслу Ильи, должно быть чистой импровизацией.

И вот все персонажи просто шляются по дому и около него, пьют вино, перекидываются остротами, устраивают перформансы — а камера в руках режиссера все это пунктуально фиксирует. Сначала все вроде бы весело — остроты действительно смешные, а оптимизм и задор весьма неподдельны. Но вот дальше начинают происходить разные странные вещи. Например, время вокруг совершенно не изменяется- над домиком "зависает" та самая середина летнего дня, во время которой герои приехали на место.

Позже в самом заброшенном здании внезапно начинает литься вода с потолка, а на стене вдруг появляется изображение несуществующего таймера, который почему-то отсчитывает секунды назад. Герои обнаруживают различные жутковатые вещи — например, заспиртованного в банке младенца (который оказывается пластиковым муляжом) или вход в залитый водой подвал, который и пугает, и притягивает одновременно.

Изменяется и поведение героев. Их поступки становятся дикими и какими-то истеричными. Илья, например, то пытается распять себя на деревянной лестнице, то начинает, подобно древнегреческому оргиасту, скакать по окрестностям в чем мать родила. Маша все время разыгрывает странные этюды, которые понятны лишь ей самой. Паша пытается всем руководить, хотя ее никто об этом не просит и, более того, все откровенно игнорируют эти попытки. А ее пикировки с Герой -провокаторшей (провокации которой тоже, увы, никого не задевают), становятся уже не смешными, а злобными.

В конце концов Гера предлагает поиграть в ожидание апокалипсиса и в связи с этим, прекратить все контакты с внешним миром — так, как это делают некоторые осторожные жители Японии. Компания радостно соглашается, после чего все выбрасывают свои мобильники и сжигают машину, на которой приехали. Но легче всем от этого не становиться — наоборот, обстановка накаляется и становится видно, что все участники этого странного шоу начинают испытывать страх.

Вот тут -то, к компании присоединяется новый человек, местный "работяга" Митя, по прозвищу Овощ — его находят спящим в канаве Паша и Илья во время прогулки. Но и представитель "русского народа" ничем не может помочь прогнившей богеме — наоборот, он с интересом включается в предложенную ими игру и также бессмысленно слоняется по зданию, время от времени объясняясь в любви Маше, которую до этого видел лишь по телевизору.

Но что же это за такая игра, спросите вы? На самом деле, она всем известна, и имя ее — имитация жизни. Ведь все собравшиеся в заброшенном доме, на самом деле не совершают никаких поступков. Они не снимают кино, а имитируют процесс съемки, не ведут дискуссии, а имитируют этот процесс, не испытывают друг к другу чувств, а имитируют эти самые чувства. При этом каждый играет по сути дела сам для себя — ему не нужна публика, ответная реакция и оценка действий со стороны. По большому счету, для каждого из участников компании — кроме него самого больше никто не существует.

И вот тут-то и раскрывается основной замысел ленты — наблюдая за этим театром абсурда, который разыгрывается в заброшенном доме, Мария Саакян выносит жесткий и бескомпромиссный приговор российскому обществу.

По мнению режиссера, россияне давно уже не занимаются созиданием, да и вообще какой-то деятельностью, нацеленной на результат — они лишь имитируют деятельность. Принимая ненужные даже нам самим решения, спорящие до хрипоты за идеи, не имеющие к нам никакого отношения, ставящие пиар выше самого дела, которое он продвигает, мы даже не пытаемся как-то обустроить разрушающийся дом, в котором существуем и имя которому — наша Родина.

Потому что нам, по большому счету, плевать на нее — главное продвинуть свою собственную имитацию жизни, сделать так что бы именно тебя заметили.

Увлекшись имитацией жизни, герои даже не замечают наступления трагической развязки. Маша настолько заигрывается в ожидание смерти, что и на самом деле умирает (и это единственное настоящее действие, которое совершается за весь фильм).

Оставшиеся паникуют, начинают искать виноватого, кто-то напивается, а кто-то устраивает еще более дикие перформансы. В конце концов Овощ, почувствовав приближения конца света, гордо выходит на холм с мертвой Машей в одной руке и пластиковым муляжом младенца в другой. Но, по — другому и быть не может -даже на краю гибели русский народ продолжает испытывать нежные чувства к совершенно мертвой культуре и имитации прогресса.

Впрочем, какой конец света, о чем вы? Апокалипсис в фильме — это такая же имитация, ведь смысл этого явления в реальности заключается не только в гибели всего живого, но и в воздаянии за дела. А о каком воздаянии может идти речь, если дел никаких нет? Поэтому-то и нет настоящего апокалипсиса — только очередная мистерия, проходящая под разудалую песню русского Горана Бреговича по имени Родион Лубенский.

Следует заметить, что фильм снят в достаточно необычном для отечественного кино формате — это что-то среднее между съемками реалити-шоу (многие усматривают здесь пародию на скандально известный "Дом-2") и любительского домашнего видео. Нельзя сказать, что это ноу-хау режиссера — подобный формат давно используется в зарубежном кино, взять хотя бы "Тайм-код" Майкла Фиггиса или "Реальный вымысел" Ким Ки Дука. Однако, для отечественного зрителя подобная крайняя реалистичность происходящего на экране пока еще в новинку.

Фильм Марии Саакян воспринимают по — разному: можно соглашаться с автором или спорить с ним, хвалить за новаторский подход или порицать за низкую эстетичность. Однако нельзя не признать того, что эта кинокартина никого не оставит равнодушным. Она заставляет нас всех внимательно посмотреть на свою жизнь со стороны Правда, некоторые зрители, покидая зал, вздыхали с облегчением, думая: "Хорошо, что все это не про меня". И вот здесь-то они глубоко заблуждались…

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Антон Евсеев
Антон Евсеев — зоолог, корреспондент, позже редактор отдела науки Правды.Р *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить